К адвокату Боноевой А.А. обратился гр-н А. В.М., офицер запаса, которому Министерством обороны РФ более 18 лет не предоставляло ни жилое помещение, ни государственный жилищный сертификат на его приобретение.
Гр-н А. В.М. был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилого помещения, при этом общая продолжительность его военной службы составила более 22 лет, собственного жилья не имеет.
Гр-н А. В.М. обращался с жалобами в военную прокуратуру гарнизона и в Главную военную прокуратуру, однако, органы прокуратуры не приняли мер к защите и восстановлению жилищных прав офицера запаса А..
По итогам изучения ситуации А. В.М. и анализа законодательства адвокатом установлено, что Министерством обороны РФ жилищные права А. В.М. нарушены, не соблюден п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и самым эффективным способом защиты права является исковое заявление к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Соответствующее исковое заявление было подготовлено адвокатом Боноевой А.А. и направлено А. В.М. в Екатеринбургский гарнизонный военный суд.
04.07.2013 г. Екатеринбургский гарнизонный военный суд исковое заявление А. удовлетворил, признал за А. В.М. право на предоставление государственного жилищного сертификата, обязал ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признать А. В.М. участником соответствующей подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, и включить его в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат.
Судебное решение вступило в законную силу.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 июля 2013 года
город Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном
заседании в помещении военного суда в составе:
председательствующего по делу — судьи Находкина Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Вотиновой Т.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №, проходившего военную службу по контракту,<данные изъяты> А. В.М. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
установил:
А. обратился в военный суд с названным исковым заявлением, в котором просил:
— признать за ним право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153;
— обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, по категории — граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, предусмотренной п.п. «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153;
— обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ включить его (Альшевского Виктора Михайловича) в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат по рекомендуемому образцу, в соответствии с п. 4 Порядка формирования списков граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 8 ноября 2011 года № 2050.
В обоснование требований А. в исковом заявлении указал, что он, проживая с 1986 года в военном городке закрытого типа по адресу:<адрес>, был уволен с военной службы приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилого помещения, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 22 лет. Решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в состав участников Подпрограммы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» и в последующем не исключался.
Далее А. в исковом заявлении пишет, что в мае 2011 года начальник <данные изъяты> в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил ему, что документы на получение ГЖС в связи с отселением из закрытого военного городка согласованы и направлены в адрес начальника <данные изъяты>(<адрес>). Однако в связи с переформированием военных округов и предстоящим сокращением <данные изъяты> документы из <данные изъяты> ноябре 2010 года были направлены в адрес Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации. В 2012 году он получил ответ Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на свое обращение о том, что поступили копии его документов, согласно которым он относится к категории, предусмотренной п. «б» ст. 5 Подпрограммы — граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Однако по результатам проверки представленных документов было выявлено неполное представление копий документов, а также, что сводный список граждан — получателей государственных жилищных сертификатов по Центральному военному округу на 2011 год по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», не формировался, так как сведения из департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о выделении в 2011 году денежных средств гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, не поступали. Исполняя письмо, он 29 июня 2012 года направил в Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации недостающие документы — заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, согласие на обработку персональных данных, справку о проживании на территории закрытого военного городка, копию военного билета, а также просил уведомить его в соответствии с п. 21 Правил о принятом решении.
Подводя итог, А. в иске указывает, что в начале ноября 2012 года он получил письмо Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором сказано, что он не имеет право получить ГЖС, в связи с исключением военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытый.
Данное решение Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации А. считает незаконным, поскольку исключение <адрес>, входящего в подраздел «<адрес>» из перечня имеющих жилищный фонд закрытых городков согласно Распоряжению Правительства РФ № 1779-р от 11 октября 2011 года, нарушает его конституционное право на жилище как военнослужащего, уволенного с военной службы в запас, и данное Распоряжение не может являться основанием для отказа ему в предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».
Также в исковом заявлении А. указал, что на его обращения Федеральное государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отвечало, после того, как он обращался в военные прокуратуры.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли. Руководствуясь ст. 157 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное дело без участия сторон.
Исследовав, проанализировав имеющиеся в деле и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам гражданского дела установлено, что <данные изъяты> А., имея более 22 лет выслуги военной службы, был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возврата пребывания на военной службе.
С 1986 года по настоящее время А. проживает в служебной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный поселок в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р входил в Перечень закрытых военных городков.
В 2009 году А. <данные изъяты> был включен в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, которые в связи с переформированием военных округов и сокращением КЭЧ были направлены в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и по настоящее время находятся там без реализации.
Как следует из ответа начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, что явилось поводом обращения А. в военный суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, охраняемых законом, А. отказано в праве на получение ГЖС, поскольку он не относится к категории лиц, указанных в п.п. «а» и «б» пункта 2 Порядка формирования списков граждан — участников Подпрограммы, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 8 ноября 2011 года № 2050. А именно, что в базе данных <данные изъяты> района отсутствует информация, что А. состоит на учете нуждающихся в предоставлении постоянного жилого помещения и то, что закрытый военный городок —<адрес> — исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Между тем, с указанным решением начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации согласиться нельзя по следующим основаниям.
Судом установлено, что А. проживает в служебной квартире, которая расположена в поселке <адрес>, данный военный городок был закрытым до октября 2011 года (Распоряжение Правительства РФ от 11 октября 2011 года № 1779-р), при этом он (А.) в 2009 году был включен в список на получение ГЖС по войсковой части №.
Данные обстоятельства указывают, что А. был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и до настоящего времени состоит на жилищном учете.
Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким образом, суд приходит к выводу, что А. постоянного (не служебного) жилья для проживания не имел и не имеет, а также приватизировать занимаемое жилое помещение не вправе, так как запрет на получение служебного жилья в собственность прямо установлен не только этой нормой Закона, но и Законом «О приватизации жилищного фонда» (ст. 4).
Статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей по истечении первых пяти лет военной службы предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Из пункта 14 той же статьи названного Закона следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно этой же норме порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих — граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Порядку формирования списков граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 года № 2050 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, Право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют следующие категории граждан:
— граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил (п.п «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка).
Анализируя приведенные нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказа Министра обороны Российской Федерации в совокупности установленным по делу доказательствами суд приходит к выводу, что у А. имеются законные основания быть участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы.
В целях реализации прав А. на жилое помещение суд полагает обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы и включить в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПКРФ, военный суд решил:
исковое заявление А. В.М. удовлетворить.
Признать за А. В.М. право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ признать А. В.М. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, по категории — граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, предусмотренной п.п. «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и включить его в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат по рекомендуемому образцу, в соответствии с п. 4 Порядка формирования списков граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 8 ноября 2011 года № 2050.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Ю.В. Находкин.