При рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), следует иметь в виду следующее. Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).
В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 9).
Стоит отметить, что когда затрагиваются интересы государства, собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, просто необходима помощь квалифицированного земельного адвоката.
Адвокаты Урало-Сибирской коллегии адвокатов готовы оказать помощь юридическим и физическим лицам при представлении их интересов в суде и в государственных органах при оформлении документов.
___
С уважением, И.А. Иголкина адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов.
Адвокат Иголкина Ирина Александровна затронула очень важную тему!
Зачастую, коммерческие структуры и строительные компании «договорившись» с администрацией города и области, производят следующую операцию: для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа изымаются земельные участки.
При этом, чаще всего не за счёт государства, а за счёт заинтересованного застройщика — производятся компенсации выкупленной земли, при этом строятся не ОБЩЕСТВЕННЫЕ, не СОЦИАЛЬНО значимые строения, а обычное коммерческое жилье и офисные сооружения!
Как защититься в такой ситуации? Только грамотный специалист, имеющий практику в земельных спорах может помочь в этой ситуации!
Юристы нашей коллегии готовы помочь людям, нуждающимся в юридической защите.
—
С уважением, адвокат Упоров И.Н., президент УСКА.