В помещении ИТАР ТАСС в Екатеринбурге закончилась пресс-конференция посвященная проблеме блокировки сайтов с экстремистским содержанием.
С 1 февраля 2014 года, вступил в силу федеральный закон 398-ФЗ, которым в закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены изменения, предусматривающие возможность блокировки информационных интернет-ресурсов за «распространение призывов к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях» без решения суда. До этого досудебная блокировка применялась лишь к сайтам, распространяющим детскую порнографию, содержащим пропаганду наркотиков или самоубийств, а также ресурсам, на которых размещен пиратский видеоконтент.
Участники пресс-конференции Евгений Ющук – профессор Уральского государственного экономического университета, специалист по конкурентной разведке; Игорь Упоров – адвокат, президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов рассказали, кем может быть инициирована блокировка сайта, что может послужить причиной такого решения, каков дальнейший механизм действий по удалению ресурса и на каких условиях возможна его разблокировка.
На сайте ИТАР ТАСС по ссылке размещена статья «Анонимность в Интернете — это иллюзия» о проведенной конференции:
«Игорь Упоров заметил, что мы живем в правовом государстве и должны исполнять его законы. Он рассказал о том, как изменялось законодательство в отношении Интернет-сайтов. С 1 ноября 2012 года в РФ существует так называемый «черный список» сайтов с запрещенным контентом, подлежащих блокировке. Вся информация об этом размещена на официальном сайте Роскомнадзора. Дальнейшие изменения произошли в 2013 году, когда был принят так называемый антипиратский закон и внесены соответствующие изменения в законодательные акты РФ, а в декабре 2013 года вступили в силу поправки к закону о защите информации.
Игорь Упоров обратил внимание на то, что законы эти работают. Но это скорее касается ранее принятых поправок. Условия нового закона практического применения пока не нашли. Игорь Упоров подчеркнул, что перечисленные законы не связаны с ущемлением прав граждан, а направлен на их защиту. В то же время Игорь Упоров не исключил возможности того, что какие-то сайты могут быть заблокированы из-за своеобразной трактовки чиновниками информации, размещенной на них. Либо в силу неграмотности того или иного госслужащего, либо из корыстных побуждений, или желания выслужиться. В таких случаях к решению спорной ситуации привлекают юристов, которые помогут разрешить конфликт в досудебном порядке или по решению суда, но в рамках правового поля».
—
С уважением, помощник адвоката Кристина Русакова,
Урало-Сибирская коллегия адвокатов.
Интереснейшие вопросы разбирались про блокировку сайтов.
Рекомендую всем посмотреть по ТВ и прочитать закон.
—
С уважением, адвокат Упоров И.Н.,
президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов.
—
28 декабря 2013 года N 398-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479) следующие изменения:
1) статью 15.1 дополнить частью 13 следующего содержания:
«13. Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», предусмотренный настоящей статьей, не применяется к информации, порядок ограничения доступа к которой предусмотрен статьей 15.3 настоящего Федерального закона.»;
2) дополнить статьей 15.3 следующего содержания:
«Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона
1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию;
2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
3. После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
4. В течение суток с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
5. В случае, если владелец информационного ресурса удалил информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.
6. После получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».
7. После получения уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2014 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 398-ФЗ