PanasenkoС  наступившим новым 2014 годом страна получит ряд серьезных изменений в сфере трудового законодательства, которые призваны существенно изменить отдельные аспекты взаимодействия работников и работодателей.

Во-первых, свершившийся факт.  Минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) с нового года составляет 5554 рублей (Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», вступление в силу с 1 января 2014 года).

Последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. На Урале с учетом «уральского коэффициента» МРОТ составит – 6387 рублей 10 копеек.

Напомню, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Далее обратимся к ряду изменений, которые планируется ввести в текущем году.

За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может вводится административная ответственность.

Законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен был быть рассмотрен в третьем чтении 16 сентября 2013 года, но его рассмотрение было перенесено на более поздний срок.

Вместе с тем Федеральным законом №428-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»», вступившем в силу с 1 января 2014 года конкретизирована норма статьи 5.27 Кодекса РФ об административной ответственности.

Так, пунктом 3 указанной статьи установлено, что если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время. Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

Законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 23 ноября 2013 года был внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов для подготовки предложений и замечаний.

В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ  замечателен еще и тем, что, в частности, прямо и решительно запрещает всякие «аутстаффинги», «аренду персонала», «лизинг персонала», «заемный труд» и прочие подобные конструкции.

Запрещает он их очень простым способом, в ст. 15 Трудового кодекса РФ внеся лаконичное дополнение: «Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается».

Ну и дальше ст. 19.1 ТК РФ предусматривает процедуру «признания отношений, возникших  на основании   гражданско-правового договора, трудовыми» (по заявлению работника либо просто в предписании Трудинспекции, либо судом). С презумпцией трудовых отношений  – в случае сомнений.

А статья 67.1 ТК РФ вводит понятие «фактического работодателя», то есть работодателя «в интересах которого была выполнена работа» (который и должен ее оплачивать, соответственно).

Об административной ответственности за нарушение указанных норм было изложено выше.

Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

Адвокаты УСКА постоянно отслеживают ситуацию с изменениями в сфере трудового законодательства и всегда могут оказать своевременную квалифицированную помощь работникам и работодателям при возникающих спорах.

адвокат С.В. Панасенко, Урало-Сибирская коллегия адвокатов.