Адвокат Упоров Игорь11 октября 2013 года на сайте Высшего арбитражного суда России Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации по ссылке http://arbitr.ru/press-centr/news/96625.html разместили гневный ответ авторам одной из статей размещённой в «Независимой газете» и рассказали об истории создания ВАС РФ.

Цитирую: «До революции 1917 года в России действовали коммерческие суды, учрежденные «по особенному свойству спорных торговых дел» Именным указом Его Императорского Величества Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов и Устава их судопроизводства». Коммерческие суды разрешали «все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам, словесным и письменным, свойственным торговле, как между частными лицами всех состояний взаимно, так и по искам государственных кредитных установлений на частные лица, и все дела о торговой несостоятельности, к какому бы званию ни принадлежали лица, впавшие в оную, и хотя бы сии дела были сопряжены с несостоятельностью и в дворянском состоянии того лица».

24 ноября (7 декабря) 1917 года Совет народных комиссаров опубликовал Декрет № 1 «О суде», который упразднил всю судебную систему Российской империи.

21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, согласно которому были образованы арбитражные комиссии.

20 марта 1931 года Постановлением СНК СССР было установлено, что все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с их материальной ответственностью друг перед другом, разрешаются Государственным арбитражем.

3 мая 1931 года Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР в системе государственного управления утверждено Положение о Государственном арбитраже.

1 октября 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» система Государственного арбитража была упразднена, вместо нее были созданы Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации завершили преобразование органов Государственного арбитража в современную, эффективную и востребованную систему арбитражных судов».

Проблема у сотрудников Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Высшего арбитражного суда Российской Федерации, они ВЫВОД не делают, что будет с: «…современной, эффективной и востребованной системой арбитражных судов» после того, как Высший арбитражный суд РФ упразднят?

Для тех кто не в курсе, Владимир Путин 7 октября 2013 года внес в Государственную Думу РФ законопроект N 352924-6 о поправке к Конституции РФ.

Согласно пояснительной записки в Думу, законопроект подготовлен: «В целях совершенствования судебной системы Российской Федерации и укрепления ее единства предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким органом мог бы стать Верховный Суд Российской Федерации, который также осуществлял бы в предусматриваемых федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

Представляется, что реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган, призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики, упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Для осуществления указанных процедур устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.

Новый Верховный Суд Российской Федерации формируется в составе 170 судей. В целях формирования его первоначального состава создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, состоящая из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из своего состава — по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, кандидаты на должности судей Верховного Суда Российской Федерации будут отобраны органом, большинство членов которого составляет судейский корпус, что соответствует международным требованиям, предъявляемым к отбору кандидатов на должности судей.

Коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации, рассматривает заявления граждан, претендующих на указанные должности, принимает решения о рекомендации кандидатами на указанные должности и представляет кандидатов Президенту Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из своего состава, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

Соответствующие изменения вносятся в статьи 71, 83, 102, 104, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации, а статья 127 исключается.

Одновременно предусматривается внести изменения в статью 129 Конституции Российской Федерации (глава 7 «Судебная власть»), которая касается прокуратуры Российской Федерации.

Предлагается установить, что заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, а также иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. При этом назначение на должность прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Наименование главы 7 предлагается изложить в следующей редакции: «Судебная власть и прокуратура»».

Так, по законопроекту, Высший арбитражный суд упраздняется, а Верховный Суд Российской Федерации становится высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам.

Согласен с автором проекта закона, что дуализм судебной системы недопустим и логично, конечно же – объединить суд.

С одной стороны, мне очень жаль, что Высший арбитражный суд РФ упраздняют! С другой стороны, возможно станет лучше? Не однозначно, конечно, но попробовать конечно – стоит!

А что даст объединение двух судов гражданам России?

В своё время, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова в беседе и опубликованной статье по http://pravo.ru/review/view/84826/  совершенно справедливо высказала мнение: «Надо понять, что обусловливает результат, выражающийся в повышении доверия к судьям. Очевидно, это сущность судебных решений, их предсказуемость, их восприятие как справедливых, законных или, напротив, как необоснованных, а также  их исполнение. Понимает ли человек, пришедший в суд, что суд существует для него. Наш гражданин, когда приходит в суд, понимает, что он существует для суда, а не наоборот».

К сожалению, сложилось так, что ни обычный гражданин, ни предприятие особо не верят ни в систему арбитражных судов, ни тем более в систему судов общей юрисдикции.

Абсурдность некоторых судебных решений очевидна и непрофессионалу, яркий тому пример – приговор Пусси Райт и Ходорковскому или скажем, позиция ВАС РФ, связанная с исполнением решений иностранных судов на территории России!

Многие юристы в кулуарах говорят, что уровень арбитражных судов, очень высок,  а уровень судов общей юрисдикции по их мнению, крайне низок.

Не соглашусь с мнением коллег, однозначно.

На мой взгляд, ВАС РФ – ЛУЧШИЙ среди двух ХУДШИХ судов.

Не доверяют наши граждане суду, НЕ ДОВЕРЯЮТ!

Что граждане, что предприятия – зачастую бессильны и бесправны, в своём родном отечестве. Нет уважения к судебной системе, скомпрометировавшей себя, и решениям которые иногда за мзду принимаются, иногда – благодаря административному ресурсу или как вариант, по «телефонному» праву! Не исключены в судах «кумовство», закрытие глаз на явные нарушения законов, «избирательность» применения права.

РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА БУКСУЕТ!

Ни для кого не секрет, что многие крупные отечественные компании предпочитают проводить свои сделки по британскому праву, которое больше защищает интересы сторон, нежели российское законодательство. Почему это происходит?

По ссылке http://www.kommersant.ru/doc/2175727 легко можно в этом убедиться, так, цитирую, авторов: «Девять из десяти сделок, совершаемых крупными российскими компаниями, осуществляются по иностранному (как правило, английскому) праву. Под чужой юрисдикцией — сделки экспорта и импорта, слияния и поглощения, покупка недвижимости и даже заключение брачных контрактов…».

Нормально ли это, для нашей страны?

Убеждён, что – нет! Видимо терпение президента ЛОПНУЛО и было принято решение объединить и наконец, создать единую, мощную, авторитетную судебную систему.

Что из этого выйдет? Думаю – получится! Потихоньку, понемногу, система судопроизводства будет меняться в сторону улучшения. Путь несомненно долгий, мучительный. Но думаю, мы пройдём его…

Усиливается роль государства, бизнес на своей шкуре испытывает все прелести «полицейского» государства.

Последние годы вижу изменение законодательства, с поворотом обвинительного уклона на дела экономической направленности, хотя большинство таких дел являются гражданско-правовыми спорами хозяйствующих субъектов, необоснованно переведённых в уголовно-правовую плоскость. Выносятся уголовные приговоры по ранее вынесенным решениям арбитражных судов субъектов РФ.

Участвовал в таких судах на территории Челябинской и Свердловской области. Чаще всего выносится обвинительный приговор, к моему большому сожалению, а ведь по закону именно суд должен прекращать подобные дела.

Не вижу роль прокуратуры Российской Федерации, зачастую, совершенно дискредитировавшую себя, хлипкую, не имеющую реальных полномочий,  измученную бездельем и бумаготворчеством, вместо мощной структуры от имени российского государства, РЕАЛЬНО помогающим людям!

Лишь адвокаты, помогают в самых сложных и казалось бы, безвыходных ситуациях — защитить предпринимателей и бизнес!

С уважением,

адвокат Упоров И.Н., президент УСКА.