Принятие нового Федерального закона от 28.03.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» или «все тайное рано или поздно становится явным».
Много лет назад на встрече выпускников юридической академии у меня состоялся разговор с однокурсницей, на актуальную для нас тему:
— Кем лучше быть в профессии — прокурором или бизнесменом?
— Везде есть свои плюсы и свои минусы, — философски ответила мне тогда будущий работник областной прокуратуры.
Мы не будем подсчитывать в настоящий момент плюсы и минусы работы в органах прокуратуры, а вспомнился мне этот эпизод в связи с тем, что сейчас происходят значительные реформы законодательства, касающиеся ужесточения ответственности бизнесменов при проведении финансовых операций.
В настоящее время – этот законопроект, по – сути, очередное обсуждаемое событие в деловых кругах.
Итак, тема нашего очередного разговора принятие нового Федерального закона от 28.03.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Изменения касаются более 19 основных законодательных актов, среди которых Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и др.
Закон вступил в силу с 30.06.2013 г., за исключением отдельных положений.
Нас же будет волновать, какие меры предприняты нашим государством для того, чтобы усилить права налогового инспектора и ответственность бизнесменов и трижды заставить их подумать, прежде чем открыть расчетный счет в банке?
Итак, права налогового инспектора при проведении камеральной и выездной проверки практически уравниваются:
Во время проведения камеральной налоговой проверки налоговый инспектор вправе потребовать от налогоплательщика пояснения, выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, или иные документы.
Ответственность за неуплату налогов по итогам проведения выездной и камеральной налоговой проверки будут нести как основные, так и зависимые (дочерние) организации, если налоговый инспектор докажет, что с момента, когда была назначена проверка, осуществлена передача денег или имущества от основной организации дочерней и наоборот.
С целью контроля вводится обязанность для лиц, не являющихся налогоплательщиками, но действующих в интересах других лиц, вести учет полученных и выставленных счетов-фактур по договорам поручения, комиссии и агентских договоров.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банки обязаны предоставлять налоговым органам информацию об открытии счетов, вкладов, депозитов не только юридических, но и физических лиц.
Вводится, Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» институт подозрения к причастности к террористической деятельности и финансированию терроризма.
Если юридическое или физическое лицо включено в перечень лиц, причастных или подозреваемых в участии в экстремистской или террористической деятельности, то безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущество вышеуказанных лиц могут быть заблокированы управомоченным органом.
Для справки: управомоченный орган — межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма.
Именно им определяется достаточность оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).
Таким образом, банки и кредитные организации только на основании подозрения о том, что потенциальный клиент имеет отношение к финансированию терроризма, вправе отказаться от заключения договора банковского счета или расторгнуть уже заключенный договор.
Вводится обязанность клиентов предоставлять банкам, информацию, необходимую для исполнения требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных (конечных) владельцах.
На сайте межведомственного координационного органа размещается Решение о блокировании денежных средств или иного имущества организации или физического лица, находящегося под подозрением.
Конечно, законом предоставляется право на судебную защиту нарушенных прав и необходимо это право использовать.
Поэтому, если Вы являетесь организацией или физическим лицом, в отношении которого было вынесено Решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества Вы можете обжаловать данное Решение в судебном порядке, если считаете, что оно незаконно и нарушает Ваши права.
Если Вы являетесь организацией или физическим лицом, состоящим с лицом, в отношении которого принято решение о замораживании их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых и иных отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате принятия этого Решения, Вы можете подать иск в суд на Ответчика (сторону по договору) о возмещении имущественного ущерба.
В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет государственных органов.
В настоящее время происходит активный обмен информацией, между межведомственным координационным органом и органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, фондами социального страхования и другими государственными структурами, которая уже не является служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайной.
Становится ясно, что с принятием новых законов, тайная информация не только о бизнесе, но и в отношении физических лиц перестает быть тайной и становится прозрачной для всех государственных органов и не исключено, для отдельных граждан, желающих ее получить в отношении вас.
Не исключено, что для представления ваших интересов и оказания реальной юридической помощи в сложной ситуации для Вас и Вашего бизнеса, потребуется помощь адвокатов Урало-Сибирской коллегии адвокатов, специализирующихся на защите бизнеса.
Подводя итог, скажу, что мне, прежде чем нанести визит в банк с целью перевода денежных средств, хочется сменить строгий костюм на футболку от авангардистки Вивьен Вествуд (Vivenne Westwood) с надписью: «Я – не террорист, пожалуйста, не арестовывайте меня!»
Хочется также верить, что если я вдруг попытаюсь претворить столь сомнительную идею в жизнь, меня действительно не арестуют….
—
С уважением, И.А. Иголкина,
адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области.
Отличная статья адвоката УСКА Ирины Иголкиной, заставляет задуматься!
И без того, достаточно эфемерное понятие «банковская тайна», становится в условиях российской действительности еще более призрачным?
Счет физического лица, держателя банковской карты, в любую секунду может быть заблокирован по решению межведомственного координационного органа, осуществляющего функцию по противодействию финансированию терроризма.
Не исключаю, что среди миллионов россиян и есть отдельные террористы и их пособники, но мне кажется их настолько мало, что в основном благодаря принятому федеральному закону, пострадают десятки тысяч ни в чем не повинных людей.
Если ваши права нарушены, помните, что адвокаты готовы помочь восстановить справедливость и защитить вас!
—
С уважением,
адвокат Упоров И.Н., президент УСКА.