2Не успели наши уважаемые предприниматели ощутить все прелести апелляционного обжалования решения налоговой инспекции по выездной налоговой проверке, а у меня еще не высохли чернила после написания  статей на данную тему, как ввели изменения в часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации.

02 июля 2013 года принят Федеральный Закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2013, «Российская газета», N 145, 05.07.2013.

Итак, что изменилось в статьях Налогового Кодекса, посвященных теме апелляционного обжалования решений налоговых органов?

Начнем с того, что увеличился срок вступления в силу решения о привлечении проверяемого лица к ответственности с 10 рабочих дней до 1 (одного) месяца  со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Следовательно,  у налогоплательщика появилось дополнительное время для составления и подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Введен обязательный досудебный порядок  обжалования всех ненормативных актов, решений  налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Цель – разобраться  с налоговыми спорами и жалобами на действия (бездействия)  налогового инспектора на  уровне вышестоящего налогового органа и разгрузить арбитражные суды.

Конкретизируются (но не меняются) в отдельной статье, 139¹ сроки подачи апелляционной жалобы: через налоговый орган вынесший решение, который обязан в трехдневный срок переслать ее вместе с материалами в вышестоящий налоговый  орган.

Вводится  новая статья 1392,  посвященная форме  и  содержанию  апелляционной  жалобы и произвольный формат апелляционной жалобы более не имеет право на существование:

«1. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

2. В жалобе указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

 В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

 В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

 К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу».

Вводится  новая статья 1393, в соответствии с которой, нарушение налогоплательщиком формы и содержания  апелляционной жалобы чревато оставлением ее без рассмотрения, если:

«1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

3) ранее подана жалоба по тем же основаниям».

Срок для принятия решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения – 5 (пять) дней со дня получения жалобы.

Срок для сообщения об этом в письменной форме заявителю – 3 (три) дня со дня принятия такого решения.

Налогоплательщику, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, предоставлено право подать в вышестоящий налоговый орган дополнительные документы, подтверждающие его доводы, но с условием пояснения причин, по которым проверяемое лицо не смогло представить их налоговому органу, проводившему проверку.

Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение месяца.

Но, указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа  еще на один месяц для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, или при представлении лицом, подавшим апелляционную жалобу, дополнительных документов.

Сроки вступления в законную силу решения вышестоящего  налогового органа не меняются:

решение налогового органа при обжаловании в апелляционном порядке вступает в законную силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе, а затем вручается или направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Но,  если апелляционная жалоба остается без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в законную силу по истечении месяца, со дня вручения проверяемому лицу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подводя итог сказанному,  можно еще раз подчеркнуть, что  конкретизация данной темы на законодательном уровне в виде  новых статей Налогового Кодекса Российской Федерации, безусловно, усиливают роль вышестоящего налогового органа в разрешении налоговых споров между налогоплательщиками и районными налоговыми инспекциями.

Поэтому,  стоит внимательно отнестись к изменениям в данной части Кодекса, не только как к «неизбежному злу», но и представленной  законом возможности оспорить решение налогового органа полностью или частично без обращения в суд.

С уважением, адвокат Урало-Сибирской коллегии

адвокатов И.А. Иголкина.