Юридическая клиника «Бизнес-Консалтинг» Уральской государственной юридической академии совместно с юристами Интеллект – С и экспертами обсудили актуальную и беспокоящую проблему о введении адвокатской монополии.
В качестве одного из экспертов на данном мероприятии выступил известный уральский адвокат Упоров Игорь Николаевич, президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов, почетный адвокат, полковник в отставке.
Студенты юридической академии подготовили доклады, на темы:
— Что такое адвокатская монополия?
— Адвокатская монополия в США
— Адвокатская монополия во Франции
— Адвокатская монополия в Англии
— Нужен ли кодекс профессиональной этики бизнес-консалтингу?
Состоялась оживленная дискуссия, на которой адвокаты, юристы и студенты смогли выразить свою точку зрения по вопросу необходимости адвокатской монополии в России и нужна ли она в настоящей правовой действительности.
Адвокат Упоров Игорь Николаевич выразил свою точку зрения и напомнил присутствующим коллегам, что глава Министерства юстиции России Александр Коновалов, в апреле 2013 года представил государственную программу «Юстиция» и сообщил, о подготовке поэтапного перехода «к единому адвокатскому статусу для тех, кто оказывает услуги на рынке юридических консультаций».
Ни один юрист или адвокат, присутствующие в зале не видели ни проекта государственной программы, ни тем более не представляли свои предложения по совершенствованию правового рынка и в обсуждении программы, которая, по мнению Минюста РФ — объединит в последующем все юридические силы, не участвовали!
Фактически государство, обладая властными полномочиями, определяет рамки, будущей адвокатской монополии.
По мнению екатеринбургского адвоката Упорова Игоря, спешить с введением адвокатской монополии, не следует спешить, с учетом тех реалий, которые существуют в нашей стране.
Упоров И.Н. напомнил присутствующим правовую позицию Конституционного Суд РФ, изложенную в Постановлении Конституционного суда от 16 июля 2004 года N 15- П, согласно которому нельзя вводить преимущества и ограничения в зависимости от статуса, организационно- правовой формы ( адвокатам). В истории России были случаи того, что Конституционный Суд резко менял свою позицию на противоположную. Не исключено, что Конституционный Суд и по этому вопросу изменит свой взгляд в будущем.
Есть как положительные, так и отрицательные стороны введения адвокатской монополии в России.
Рассматривая отрицательную сторону, введения адвокатской монополии, юрист отметил возможность нарушения принципа доступности судопроизводства, так как гражданин, не имеющий статуса адвоката, будет лишен права на самостоятельную судебную защиту. Не исключено возрастание стоимости оказания юридических услуг и другие негативные моменты, связанные с ограничениями и монополизацией услуг…
Игорь Упоров, заявил о необходимо внесения изменений в действующий Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003), справедливо полагая, что некоторые положения этих правовых актов, фактически блокируют работу адвокатских объединений и подрастающего поколения молодых адвокатов.
Привел пример отсутствие обычной в западной адвокатуре формы адвокатского образования как адвокатская фирма. Нет возможности одних адвокатов нанимать других адвокатов для исполнения соглашений по представительству и защите интересов своих доверителей и подзащитных. Невозможно, наравне с юридическими компаниями участвовать в тендерах и конкурсах на оказание услуг юридического аутсорсинга, так как согласно закона коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих адвокатов, а адвокаты – по обязательствам коллегии. Абсурдна ситуация, когда ни помощник адвоката, ни стажер адвоката не имеет право выступать в суде. Хотелось бы задаться вопросом: «Каким образом должен развиваться и получать навыки юрист, который является помощником адвоката или проходит стажерство в адвокатуре»?
Дискуссия по адвокатской монополии была ярка и насыщена.
Участники круглого стола пришли к выводу, что введение адвокатской монополии, безусловно, приведет к повышению качества оказания юридических услуг, произойдет отсев «лжеюристов», повысится общая правовая культура.
В тоже время заметили присутствующие в зале юристы, огромное количество минусов введения адвокатской монополии в существующем правовом поле, к огромному сожалению — перекрывают все плюсы введения адвокатской монополии.
Руководитель группы компаний Интеллект — С, Евгений Шестаков, подводя итоги круглого стола, высказал мнение о том, что рано или поздно все юристы станут адвокатами, но с учетом существующих недоработок 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», спешить объединяться под флагом адвокатуры в существующей форме не имеет ни смысла и целесообразности.
—
С уважением,
Кристина Русакова, помощник адвоката Урало-Сибирской коллегии адвокатов.
Интересная дискуссия получилась!
Несомненно усиливается роль государства в урегулировании проблемных вопросов и в юриспруденции.
Адвокатская монополия несомненна нужна и введение её — лишь вопрос времени.
Необходимо будет изменить нормативно-правовую базу и привести её в соответствии с мировыми трендами развития адвокатуры!
Спасибо Евгению Шестакову, организаторам и участникам круглого стола за интересное обсуждение проблемы адвокатской монополии!
—
С уважением,
адвокат Упоров И.Н., президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области.
Адвокатская монополия также необходима как и врачебная. Тот факт, что юридическую помощь может оказывать кто угодно является полной вакханалией. С уважением, адвокат Адвокатской палаты Ленинградской области Алексей Кудрин.
Долгий путь…
Надеюсь, Алексей, что законодатель поддержит введение адвокатской монополии!
—
С уважением, адвокат Упоров И.Н.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Это же право российских граждан закреплено в части 1 и 2 статьи 9 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы.
Но, не всем российским гражданам известно и понятно, что вопреки Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (ст.ст.3, 10, 11, 17, ч.ч.2,3 ст.18, ст.19) существующее законодательство Российской Федерации в должной степени не защищает потребителей на рынке квалифицированной юридической помощи (профессиональной правозащитной деятельности) — профессиональных поверенных (представителей и защитников).
Практика показала, что действующая модель системы юридической (профессиональной правозащитной) деятельности не оправдала себя, сам факт существования федеральной и региональных адвокатских палат в Российской Федерации, наделенных властными полномочиями в отношении адвокатов (право принимать экзамены и применять меры дисциплинарного воздействия, устанавливать вступительные и периодические взносы) вызвал не доверие российского гражданского общества к адвокатской деятельности и сформировал «монополию адвокатуры» с вытекающими из этого вопреки Конвенции Организации объединенных наций против коррупции коррупционными явлениями в результате ограничения прав квалифицированных юристов с помощью кодекса профессиональной этики или решений местных адвокатских палат в то время, когда гражданские права, тем более права правозащитников, могут быть ограничены лишь федеральным законом либо локальными актами организации (например, правилами оказания квалифицированной юридической помощи), при которой осуществляет свою деятельность российский гражданин, а отсутствие законодательного запрета индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям осуществлять юридическую (профессиональную правозащитную) деятельность привели к таким опасным посредническим явлениям, как «черные риэлторы и риэлторы без диплома, антиколлекторы-раздолжнители и финансовые омбудсмены, оборотни-адвокаты и лжеюристы», чья деятельность нарушает статью 19 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, при этом сами эти чуждые российскому обществу слова стали восприниматься им негативно, и, это, по нашему мнению, логично, поскольку наши общество и государственный язык «не смогли приспособиться» к ним. Является не простительным предательством оскорбление могучего великого русского языка!
Самым распространенным видом мошенничества является нарушение права граждан на квалифицированную юридическую помощь, предусмотренного частью 1 статьи 48 Конституции РФ и частью 1 статьи 9 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, то есть случаи, когда на рынке действуют посредники, скрывающие факт посредничества, либо лица, позиционирующие себя юристами, но не имеющие юридического образования и никакого отношения к этой профессии.
Во всех этих случаях мошенники в качестве способа привлечения внимания граждан применяют методы незаконной рекламы, в особенности в средствах массовой информации и сети Интернет, нередко в последнем случае используя «всплывающий баннер».
Считаем необходимым обратить внимание, что в то время, когда значительная часть российского общества не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности в квалифицированной юридической помощи, сам факт существования взносов на содержание адвокатских палат изначально отражается на сознании юристов, имеющих статус адвоката, которые понимают несправедливость требования содержать «своих представителей из других контор».
Поскольку по вышеуказанной причине многие из адвокатов вынуждены идти путем получения прибыли любыми средствами, используя для этого всего лишь свой адвокатский статус и забывая при этом о своей истинной роли в обществе, то мы уверены, что федеральная и региональные юридические палаты либо палаты юристов должны стать исключительно представительными органами юристов с такими же принципами формирования, какие существуют для Общественной палаты Российской Федерации или для Общественных палат субъектов Российской Федерации.
Важно сказать, что любое коммерческое посредничество внутреннее или внешнее в этой социальной сфере, как правило, является мошенничеством либо рано или поздно приводит к различным злоупотреблениям; при этом, о каком социально-экономическом развитии нашей страны может идти речь, когда в силу системной проблемы адвокаты стали считать себя законниками, а не правозащитниками; более того, многие адвокаты в силу системной проблемы перестали считать себя юристами.
Помимо этого адвокаты и коммерсанты-юристы стали считать потребителей своими клиентами, но не доверителями, а такой подход в юридической (профессиональной правозащитной) деятельности не допустим и крайне опасен, его возможно сравнить лишь с тем, о чем однажды сказал Михаил Задорнов — «настало такое время, когда отдельные врачи стали считать своих пациентов клиентами», поэтому такие «врачи» будут навязывать дополнительную услугу или лекарство, не задумываясь о том, что они могут только навредить здоровью пациента.
Мы не «ковбои» и не «ганстеры», уничтожившие индейцев, живших в гармонии с природой, наша страна славится богатырями и джигитами, которые борются с шайтаном-дьяволом и помощь поверенных для них не будет лишней.
Вследствие чего, руководствуясь народной мудростью — «как назовешь корабль, так он и поплывет», выражаем от лица всего российского гражданского общества уверенность в том, что наиболее приемлемым наименованием для квалифицированных юристов в Российской Федерации, осуществляющих эту социально-значимую профессиональную правозащитную деятельность, предоставляя деловые услуги по представительству и защите граждан и организаций, могло стать обозначение «правовой поверенный» — «ангела», но не «адвокат-дьявола».
Следует подчеркнуть, что переименование «милиции» в «полицию» привело к положительным изменениям в эффективности деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации.
Более того, отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации прямого запрета должностным лицам и иным служащим органов государственной власти и местного самоуправления консультировать граждан или оказывать им иную правовую помощь нередко служит причиной нарушения ими части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации и основополагающих принципов (норм) международного права, совершенно справедливо составляющих правовую основу деятельности таких органов, что вопреки Конвенции ООН против коррупции нередко влечет за собой нарушение прав и законных интересов какого-либо участника гражданско-правовых отношений (например, посредством нарушения принципов равноправия и состязательности сторон гражданско-правовых отношений), и, как следствие, уголовную ответственность должностных лиц этих органов.
Мы, налогоплательщики, не заинтересованы в том, чтобы пробелы и неопределенность нашего законодательства либо правовая непросвещенность наших соотечественников служили поводом для нарушения федеральных законов или предлогом для содержания кого-либо под стражей за счет бюджетных средств, то есть средств всех нас — представителей российской нации (российских граждан) независимо от национальности и вероисповедания, имущественного или должностного положения.
В силу статьи 3 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы внутреннее законодательство образует юридические рамки, в которых должны осуществляться и обеспечиваться права человека и основные свободы.
Однако в настоящее время отсутствует Федеральный закон «Об основах оказания квалифицированной юридической помощи и деятельности правовых поверенных в Российской Федерации» и это, безусловно, не способствует экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
В этой связи наша некоммерческая организация потребителей стала защищать право на защиту прав человека, вырабатывая при этом модель и тактику защиты квалифицированных юристов (профессиональных правозащитников) в Российской Федерации, добиваясь тем самым признания права каждого на квалифицированную юридическую помощь во исполнение статьи 7 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы.
Поскольку единство юридического сообщества и юридической профессии крайне необходимо и жизненно важно для обеспечения социально-экономического развития и единства нашей страны, считаем важным в интересах благополучия и благосостояния российского гражданского общества во исполнение части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации и на основании части 2 статьи 5 Конвенции Организации объединенных наций против коррупции (согласно которой необходимо устанавливать эффективные виды практики, направленной на предупреждение коррупции) включить разработку концепции Федерального закона «Об основах оказания квалифицированной юридической помощи и деятельности правовых поверенных в Российской Федерации» не только в национальную стратегию противодействия коррупции, но и в стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
Мы убеждены, что иные формы и виды профессионального представительства — двигателя прогресса на основании вышеуказанного федерального закона могут быть регламентированы специальными федеральными законами (например, Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ», Федеральным законом «О патентных поверенных», Федеральным законом «О медиации», Федеральным законом «О правовых поверенных на рынке недвижимости»…).
Мы убеждены, что не допустимо и крайне опасно разделять профессиональных поверенных — квалифицированных юристов (представителей и защитников) на адвокатов и не адвокатов — штатных корпоративных юрисконсультов, так как это не только неизбежно приведет к такому вредному и опасному явлению, как противостояние, но и будет нарушать принцип независимости юридической деятельности, что рано или поздно приведет к различным формам злоупотреблений и негативно отразится на предпринимательском и инвестиционном климате у нас в стране, поэтому крайне необходимо найти «золотую середину».
Но в это же время «адвокатская монополия» уравняла квалифицированных юристов и это стало одной из причин отсутствия у юридического сообщества и российского гражданского общества к этой юридической профессии доверия, которое будет вернуть уже не легко.
В связи с чем предлагаем рассмотреть вопрос о разделении правовых поверенных на категории в зависимости от стажа и ученой степени (например, на правовых стажеров, правовых специалистов, правовых консультантов, правовых советников, правовых экспертов, юристов высшей категории) таким образом, чтобы потребители могли иметь доступ не только к удостоверениям, содержащим указание на статус правового поверенного, но и к содержащейся в них ссылке о степени квалификации правового поверенного, что будет способствовать реализации права потребителей на информацию при выборе профессионального правозащитника — представителя или защитника.
Кроме этого, считаем, что одним из вариантов организации деятельности профессиональных поверенных — защитников и представителей могло бы стать саморегулирование в той сфере деятельности либо в идеале было бы достаточно единого государственного реестра правовых поверенных и единого государственного реестра некоммерческих организаций, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в РФ.
Однажды один из участников нашей организации по совету одного мудрого депутата внимательно отнесся к просмотру художественного фильма «День сурка», являющегося американской классикой, и понял, что все перемены к лучшему.
С учетом этого мы также призываем Всех внимательно отнестись к просмотру этого фильма, имеющего глубокий смысл. Не пора ли наконец-то что-то поменять в жизни нашего общества?