Судебно-психологическая экспертиза, становясь неотъемлемой частью уголовно-процессуальной деятельности при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, способна оказывать эффективную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов: об их виновности в совершении общественно опасных деяний, квалификации таких деяний, индивидуализации ответственности и т. д.[1]
В УК 1996 г. были значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования личности несовершеннолетних обвиняемых.
Актуальность судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых возрастает с принятием Федеральных законов: от 24.07.1998 г. от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приведенное ниже экспертное исследование было проведено по запросу представителя несовершеннолетнего обвиняемого по установлению признаков возрастной незрелости.
Исследование проводилось с целью доказательств нарушения процессуального характера.
Рассмотрение дела планировалось в г. Москве (Верховный Суд РФ).
[1] Иванова Т.В. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Автореф. канд. дисс… на соискание ученой степени канд. юр. наук, Калининград, 2009 – 27 с.
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
по установлению признаков возрастной незрелости несовершеннолетнего обвиняемого С. А.А. (1992 г.р.)
10 ноября 2011 г.
21 октября 2011 г. при направлении запроса А.Н. – законного представителя С. для производства экспертного исследования в отношении несовершеннолетнего С. (1992 г.р.) по установлению признаков возрастной незрелости поступили следующие материалы:
• Копия явки С. с повинной (на 3-х листах).
• Копия материалов допроса несовершеннолетнего обвиняемого С. (на 15 листах)
• Копия материалов судебного разбирательства (на 45 листах).
На разрешение специалиста были поставлены следующие вопросы:
1. Имеются ли у несовершеннолетнего С. (1992 г.р.) признаки отставания в психологическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Если да, то в чем они выражаются?
2. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, мог ли С.(1992 г.р.) в полной мере осознавать фактический характер своих противоправных действий и в полной мере руководить ими?
3. Как индивидуально-психологические особенности С.(1992 г.р.) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
4. Свойственна ли С. (1992 г.р.) повышенная внушаемость?
Производство исследования поручено Усовой Ольге Валерьевне, психологу, имеющему высшее образование по специальности «Психология», ученую степень кандидата психологических наук (специальность: 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»), стаж работы по специальности – 24 года.
При производстве заключения использовалась следующая литература:
1. Дерюгин В.И. Теневая психология. Методы психологического воздействия и способы психологической защиты: Периодическая система элементов психологии. М., 2003.
2. Иванова Т.В. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Автореф. на соиск. степени канд. юр. наук. Калининград: «Российский гос. ун-т им. И. Канта», 2009. – 27 с.
3. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Первое издание, 1997. — 64 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 384 с.
5. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: «Дидакт, 1992. – 256 с.
6. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, 2003. – С. 92.
7. Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза: теоретические, правовые и организационные основы. Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2005. – 340 с.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2004. – 286 с.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
• Анализ представленных документов.
• Тестирование (Опросник Леонгарда, метод пиктограмм, незаконченные предложения, вопросник Басса-Дарки).
• Проективные методики: «Автопортрет», «Несуществующее животное».
ИССЛЕДОВАНИЕ
При исследовании специалист опирался на следующие понятия:
Возрастная незрелость (как психологическое понятие) — состояние задержанного, замедленного психического развития в форме личностного инфантилизма, которое исчерпываться асинхронией психического развития, нарушением темпа развития.
Выражением такого «отставания» является частичная детскость психики, поведения, мотивации и невыраженность пубертатных особенностей, соответствующих паспортному возрасту.
Такое отставание в развитии может быть связано с конституциональными особенностями, соматическим неблагополучием, «госпитализмом», другой длительной депривацией (лишение необходимых стимулов для нормального психического развития) и возможной доминантной позицией родителей [1].
Роль возрастного фактора в развитии и клиническом оформлении психических расстройств доказана многочисленными исследованиями и определяется тем, что в это время мы имеем дело не с обычным возрастным отрезком, а с периодом, наиболее значительным и ответственным для формирования личности, периодом бурного психо-эндокринного созревания, обозначаемого как пубертатный криз (12-18 лет).
Основу этого криза составляет незаконченное, очень интенсивное и неравномерное созревание органов и систем, обусловливающее повышенную реактивность и хрупкость нервно-психической организации.
Установлено, что чем более неравномерно, дисгармонично или асинхронно протекает пубертат, тем вероятнее его участие в патогенезе психических расстройств. В отличие от психических расстройств возрастная незрелость проходит с годами, что не характерно для психических расстройств [2].
Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт личности за счет ослабления других ее черт, что делает личность уязвимой по отношению к определенным видам внушающих, психогенных и психотравмирующих воздействий.
Валидным и надежным способом определения степени выраженности акцентуаций является вопросник Леонгарда [4].
Агрессивность – свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений. Агрессивность имеет количественную и качественную характеристику, а также разную степень выраженности. Каждая личность обладает определенной степенью выраженности агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости и конформности. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным. С одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, с другой стороны – сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные, неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, т.е. ценности, ради которых активность и разворачивается [6].
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: (1) мотивационная агрессия, как самоценность и (2) инструментальная агрессия, как средство. И та, и другая агрессия могут проявляться под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. При определении психологической незрелости наиболее актуальным является определение мотивационной агрессивности. Одной из надежных процедур определения мотивационной агрессивности является тест Басса-Дарки [4].
Проективные методики – «Автопортрет», «Несуществующее животное». По определению ряда авторов (напр.: Е.С. Романова) автопортрет – изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также, по каким типологическим признакам можно его отличать. В той же степени важным показателем неосознаваемых проекций автора рисунка на самого себя является проективная методика «Несуществующее животное» [5].
Авторы также отмечают, что самоотношение, заложенное в рисуночных тестах позволяет отслеживать самосознание автора рисунка, его «Я-концепцию» и адаптацию к окружающей среде. Автопортрет рассматривается как форма самоописания.
1. Краткое содержание обстоятельств дела
(по представленным копиям материалов)
С. (1992 г.р.) имеет образование 9 классов, проживает совместно с родителями. Настоящее место учебы – 3 курс с. Левокумка Минераловодского района. В с. Левокумка проживает с детства, обучался в школе № этого села.
Б. (1983 г.р.) и К. (1984 г.р.) обучались в той же школе.
С. А. значительно младше их по возрасту, поэтому в школе не общались.
Б. и К. общались тесно на протяжении 6 лет (с 2005 года), постоянно проводили вместе время.
Дружеские отношения между ними возникли в школьные годы.
29.11. 2009 г. С. А.А.(примерно с 17 до 18 часов) встретил возле школы, где ранее обучался Б., который спросил: «Не знает ли С. у кого можно купить пистолет (с целью отпугивания от собак)?».
Данный вопрос был задан не персонально С., а всем, кто стоял (в т.ч. У. и Н.). У С. при себе был пневматический пистолет, который он взял у своего знакомого Вячеслава (фамилию, по словам С. он не помнит). С. достал пистолет и показал Б.. Б. озвучил, что купит этот пистолет за 500 рублей. Стрельников «продал» данный пистолет, т.к. знал, что Вячеслав это хотел сделать. Б. обещал отдать деньги через 1-2 дня.
В этот же день в 21 час С. встречает на дискотеке Б. и К. Б. отозвал С. и сказал, что имеет информацию о наличии у знакомого С. автомата.
На это С. ответил утвердительно и назвал своего друга и адрес, где был учебный автомат.
Б. попросил С. взять этот автомат на два часа с мотивировкой, что хочет проучить людей, которые пристают к отцу.
С. позвонил другу и попросил дать учебный автомат.
В этот же вечер Б. позвонил своему другу с просьбой отвезти его и С. по названному адресу для того, чтобы забрать учебный автомат. Вместе с учебным автоматом Б. попросил у друга С. 5 учебных патронов.
После этого, Б., К. и С. сели в автомобиль ВАЗ 2114 (под управлением еще одного лица) и поехали. С. подумал, что они едут домой.
Однако они поехали в сторону торгового рынка. Возле Интернет-клуба автомобиль остановился. Б. дал К. 100 рублей и тот пошел в помещение Интернет-клуба. С. и водитель автомобиля остались в машине.
Б. стоял на улице. Примерно через 10 мин. Вышел на улицу К. и они с Б. сели в машину. В машине К. сказал, что в помещении все нормально, что-то сказал про охранника.
Разговор был только между Б. и К.
Б. сказал С., чтобы он шел вместе с ними. С. начал отказываться, говорил, что не пойдет. Б. стал посмеиваться над ним и спросил: «Ты что, боишься?, Тебе слабо?». Также Б. сказал, что С. просто будет смотреть за окружающей обстановкой и делать ему ничего не придется. Б. уговаривал С. минут 20 и тот согласился.
После этого, Б., К. и С. зашли в помещение Интернет-клуба.
К. достал из-за пояса пистолет и направил его на женщину, стоявшую за барной стойкой. Кроме того, Б. прикрикнул на всех, присутствующих в Интернет-клубе, чтобы они подняли руки вверх. Б. зашел в помещение Интернет-клуба уже с макетом автомата в руках и направил его в сторону охранника, потребовав отдать деньги.
После этого Б. стал направлять макет автомата в сторону женщины. Посетители интернет-клуба (несколько человек) активных действий не предпринимали, сопротивление не оказывали.
Угрожая женщине-оператору макетом автомата, Б. приказал С.: «Чего стоишь, забирай деньги!».
При этом, Б. выругался в адрес С. нецензурной бранью. С. забежал за барную стойку, женщина-оператор открыла кассу и С. забрал все деньги. После того, как деньги были взяты, Б., К. и С. вышли на улицу, сели в автомобиль. С. положил деньги в карман, т.к. Б. сказал, что заберет их позже.
На украденные деньги С. купил бутылку воды для водителя и пиво.
В общей сложности по материалам судебного разбирательства было пять подобных эпизодов.
С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.209 ч.2 УК РФ, а именно участие в устойчивой вооруженной группе, т.е. банде, а также виновен в пяти эпизодах по ст. 162 ч.4 п.»а» УК РФ — разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенной с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия или предмета, используемого в качестве оружия.
2. Исследование индивидуально-психологических особенностей С. (1992 г.р.)
Опросник Леонгарда
В ходе тестирования степени выраженности акцентуаций характера у несовершеннолетнего С. были выявлены следующие значения показателей.
1. Гипертимность – 9 баллов.
2. Возбудимость – 10 баллов.
3. Эмотивность – 6 баллов.
4. Педантичность – 9 баллов.
5. Тревожность – 6 баллов.
6. Циклотимность – 15 баллов.
7. Демонстративность – 10 баллов.
8. Неуравновешенность – 15 баллов.
9. Дистимность – 6 баллов.
10. Экзальтированность – 6 баллов.
Полученные результаты свидетельствует о следующем:
(1) Значимо выраженными показателями у С. определены показатели «Циклотимность» и «Неуравновешенность».
(2) Повышенные значения показателя «Циклотимность» означают следующие личностные характеристики: у обладателей подобного типа характера наблюдаются периодические изменения работоспособности, активности, настроения.
В фазе подъема такие люди выглядят как общительные, способные решать возникающие проблемы. В этот период у них возникает ощущение неограниченных собственных возможностей и проявляется переоценка собственной личности. В период спада: мысли у человека малоподвижны, думать не хочется, падает настроение, пропадает желание что-либо делать. Чаще всего подобные личности неровны в труде, неустойчивы. Критика и неприятности в период спада настроения могут существенно удлинить данный период и усугубить его. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. На замечания и укоры могут отвечать раздраженно и с гневом, однако в глубине души впадают в еще большее уныние. Сниженное чувство долга и опасности. К позитивным характеристикам можно отнести: «непосредственность» эмоциональных переживаний и доброту. Такие люди больше сопереживают окружающим, если им не мешает их собственное состояние.
(3) Повышенные значения показателя «Неуравновешенность». В формировании социально приемлемых норм поведения у данного типа выявляется наибольшая недостаточность. У данного характерологического типа нет твердых внутренних принципов, недостаточно развито чувство долга, другие человеческие мотивы поведения. Данному типу, также не важны правила, его контакты с людьми достаточно беспорядочны, легко поддается влиянию, подвергается к группировке. Выбирает формы и модели поведения, присущие и принятые в группе, в которой находится в данный момент. Данный тип не склонен к делинквентным (серьезные нарушения норм закона) видам поведенческих реакций.
Опросник «Басса-Дарки»
В процессе исследования уровня мотивационной агрессивности С. посредством теста Басса-Дарки были получены следующие результаты:
1. Физическая агрессивность (использование физической силы против другого лица) – 7 баллов (средний уровень).
2. Косвенная агрессия (агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная) – 5 баллов (ниже среднего).
3. Раздражение (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)) – 6 баллов (средний уровень).
4. Негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов) – 2 балла (низкий уровень).
5. Обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия) – 3 балла (низкий уровень).
6. Подозрительность (диапазон от недоверия и осторожности по отношению к людям, до убеждения в том, что они планируют и наносят вред) – 2 балла (низкий уровень).
7. Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных конструктов (проклятия, угрозы)) – 6 баллов (средний уровень).
8. Чувство вины (возможное убеждение человека, что он является плохим, поступает зло) – 5 баллов (средний уровень).
На основании полученных результатов был определен индекс агрессивности (сумма 1,3,7 шкал) – 19 баллов, что соответствует пониженному уровню границы нормы.
Индекс враждебности (сумма 5 и 6 шкал) – 5 баллов (низкий уровень).
Это означает:
(1) С. как личность обладает сниженными значениями и низкой степенью выраженности агрессивности. Это приводит его к пассивности, ведомости и конформности.
(2) Мотивационная агрессивность С.. имеет незначимую степень выраженности.
2. Метод пиктограмм
В ходе исследования когнитивной (познавательной) сферы С. были получены следующие результаты:
№ Слова-стимулы Пиктограмма Воспроизведение
1. Веселый праздник Шары, фейерверк Веселье
2. Тяжелая работа Лопата Пустой труд
3. Вкусный ужин Пицца Вкусный ужин
4. Болезнь Аптека Болезнь
5. Преступление Пистолет Преступленье
6. Разлука Дорога Разлука
7. Любовь Сердце Любовь
8. Дружба Рукопожатие Дружба
Это означает:
(1) Отражение в восприятии С. в большей степени только внешних признаков понятий.
(2) Наглядно действенный способ мыслительных операций (максимум -конкретно-образный).
(3) Низкий уровень сформированности понятийного аппарата мышления.
(4) Высокий уровень способности к запоминанию.
(5) Несформированность способности к абстрагированию.
Тест Незаконченные предложения
В процессе тестирования С. были получены следующие результаты:
1. Мне кажется, что мой отец редко…на меня сердится
2. Когда обстоятельства против меня…я не перестаю надеяться
3. Я всегда хотел купить автомобиль
4. Если бы я занимал ответственную должность… я бы старался не допустить ошибки
5. Я вижу будущее… —
6. Мое начальство… —
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь. .высоты.
8. Мне кажется, что настоящий друг… никогда не предаст
9. Когда я был ребенком.. любил игрушечные машины.
10. Я представляю себе совершенную женщину как.. моя мать
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе… —
12. По сравнению с большинством семей моя семья… не хуже других
13. На работе я лучше всего лажу с… —
14. Моя мать… очень добрая
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я…-
16. Если бы только мой отец… —
17. Я считаю, что у меня есть способность…-
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы…-
19. Если бы люди работали под моим руководством… они бы работали добросовестно.
20. Я надеюсь на… у меня все получится
21. В школе мои учителя… были довольны мною.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь… собак
23. Я не люблю людей, которые… выдают себя не за тех, кто они есть на самом деле.
24. До войны я… —
25. Я считаю, что большинство девушек…курят
26. Я думаю о супружеской жизни, что… —
27. Моя семья относится ко мне как… —
28. Те, с кем я работаю…-
29. Моя мать и я… хорошо относимся друг к другу.
30. Моей величайшей ошибкой было…-
31. Я хотел бы, чтобы мой отец…-
32. Моя самая большая слабость — это… —
33. Моя тайная мечта в жизни… —
34. Люди, которые работают под моим руководством… —
35. Однажды я…-
36. Когда я вижу, что входит начальник… совершил преступление
37. Я бы хотел избавиться от боязни… —
38. Больше всего мне нравятся люди… —
39. Если бы я снова стал молодым… —
40. Я считаю, что большинство женщин… —
41. Если бы у меня были сексуальные отношения…-
42. Большинство семей, которые я знаю.. похожи на мою семью.
43. Мне нравится работать с людьми, которые… добросовестно делают свою работу.
44. Я считаю, что большинство матерей… любят своих сыновей
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за… —
46. Мне кажется, что мой отец… я не перестаю надеяться.
47. Когда удача отворачивается от меня…-
48. Отдавая распоряжения другим людям, я-
49. Больше всего от жизни я хочу… справедливости
50. Когда я стану старше… постараюсь жить, не допуская ошибки
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению… ничем не отличаются от меня
52. Иногда мои страхи заставляют меня…-
53. Когда меня нет, мои друзья… —
54. Мое самое яркое воспоминание из детства…рыбалка
55. В женщинах мне меньше всего нравится… —
56. Моя половая жизнь… —
57. Когда я был ребенком, моя семья… —
58. Мои сослуживцы обычно… —
59. Мне нравится моя мать, но… —
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал…
–
Это означает:
(1) Пониженный уровень сформированности понятий.
(2) Отсутствие в большинстве высказываний логических связей между причиной и следствием.
(3) Защитные механизмы в отношениях С. с отцом.
(4) Высокий уровень притязаний на социальный статус.
(5) Инфантильность детско-родительских отношений в диаде «мать – сын».
(6) Высокий уровень желания соответствовать ожиданиям окружающих.
3. Проективные методики
Для исследования бессознательных процессов С. были использованы методики «Автопортрет» и «Несуществующее животное».
Методика «Автопортрет»
Описание: Рисунок изображен по средине листа А 4 формата простым карандашом. Изображение состоит только из головы человека. В изображении присутствует: овал лица, глаза, нос, губы, уши. Брови и ресницы на рисунке отсутвуют. Части головы изображены пропорционально. Выделяются губы, особенно верхняя их часть, обведенная автором дважды. Данное изображение было проанализировано по следующим показателям:
Показатель «Голова». Маленькое изображение головы по отношению к полю рисунка отражает чувство автора по отношению к самому себе как интеллектуально и социально неадекватному.
Показатель «Глаза». Глаза на рисунке пропорциональны размеру лица, однако имеют пониженный размер. Это может означать самопоглащенность автора в себя. Пустые глазницы могут свидетельствовать о пониженном интеллектуальном уровне.
Показатель «Уши и нос». Маленькие уши предполагают нежелании слышать окружающих. Отсутствие ноздрей на изображении свидетельствует об отсутствии агрессивности.
Показатель «Рот». Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции, возможно затруднение с речью.
Овал лица изображен штриховыми линиями, что может свидетельствовать о тревожности автора рисунка.
Отсутствие шеи на рисунке свидетельствует о заниженной самооценке автора.
Методика «Несуществующее животное»
Описание: На листе А 4 по середине листа (в вертикалом положении) изображено животное, напоминающее плюшевую игрушку. Все детали животного имеют круглую или продолговатую форму. Изображение состоит из круглой головы, круглых ушей (изображенных трижды), круглых пустых глаз, треугольного носа, рта как черточка, продолговатого туловища без шеи, круглых конечностей (верхних и нижних). Штриховка отсутствует.
Это означает:
(1) Направление головы животного в анфас может свидетельствовать об эгоцентризме автора. Глаза и наличие органов чувств, особенно ушей, означает нежелание автора рисунка слышать критику в свой адрес и значимость мнения о себе окружающих. Элементов агрессивности на рисунке не выявлено.
(2) Несущая часть фигуры – ноги изображены круглой формы, что свидетельствует об отсутствии основательности и обдуманности поступков у автора, поверхностность его суждений, импульсивность принятия решений, легкомысленность и недозрелость выводов. Соединение ног с туловищем по касательной свидетельствует о пониженных значениях контроля автора за своими рассуждениями. Повторяемость деталей верхних и нижних конечностей – о конформности суждений и установок, банальности в принятии решений.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Вопрос 1. У несовершеннолетнего С. (1992 г.р.) имеются признаки отставания в психологическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Данные признаки выражаются: (1) в пониженных значениях сформированности понятийного аппарата, (2) социальной незрелостью, (3) неравномерностью развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
2. Вопрос 2. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, С.(1992 г.р.) не мог в полной мере осознавать фактический характер своих противоправных действий и в полной мере руководить ими. Однако ответ на данный вопрос носит вероятностный характер и требует дополнительного исследования.
3. Вопрос 3. Индивидуально-психологические особенности С.(1992 г.р.) (уровень выраженности акцентуаций характера циклоидность и неуравновешенность, заниженная самооценка, сниженные значения уровней самоконтроля, не готовность взять на себя ответственность за поступки) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации.
4. Вопрос 4. Несовершеннолетнему С. свойственна повышенная конформность поведенческих реакций, зависимость от мнения окружающих, роль ведомого во взаимоотношениях. Вследствие этого, можно сделать вывод о высокой степени внушаемости данного субъекта.
В связи с этим, является целесообразным рекомендовать более углубленное исследование особенностей личности несовершеннолетнего С. (1992 г.р.) с целью окончательного выявления степени его возрастной незрелости.
Доцент,
к.психол.н. О.В. Усова