29 ноября 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом вносятся существенные изменения в квалификацию преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ «Мошенничество». Попытаемся разобраться в сути этих изменений.

До принятия указанного закона статья 159 УК РФ определяла мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Объектом указанного преступления является любое имущество и имущественные права, что делает указанную категорию дел весьма обширной и разнообразной.

Федеральным законом № 207-ФЗ значительно увеличен размер штрафа, применяемого дополнительно к лишению свободы за мошенничество с использованием своего служебного положения или в крупном размере (ч. 3 статьи 159 УК РФ). Его размер увеличен с 10 тысяч рублей до 80 тысяч.

К числу квалифицирующих признаков мошенничества добавлено мошенничество, повлекшее  лишение  права  гражданина на жилое помещение (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Такие деяния достаточно распространены и должны строго караться независимо от стоимости жилья, которого лишился потерпевший. Поэтому считаем данное дополнение весьма положительным.

Вводится дифференциация мошенничества в зависимости от сферы экономической деятельности.

 Закрепленный ранее в УК РФ состав мошенничества охватывал все случаи хищения чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Однако он не в полной мере учитывал особенности тех или иных экономических отношений. Это не позволяло на практике должным образом защищать интересы пострадавших от мошеннических действий.

В связи с этим в УК РФ включены отдельные статьи, предусматривающие уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования, страхования, предпринимательской деятельности, компьютерной информации, при получении выплат, а также с платежными картами.

Статья 159.1 УК РФ относит к мошенничеству в сфере кредитования хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. Таким образом, введен новый субъект мошенничества – заемщик, т.е. лицо которое умышленно представляет банку или иному кредитору заведомо ложные или недостоверные сведения, действуя в целях присвоения денежных средств. Вместе с тем рассматриваемая статья позволит банкам включить в арсенал своих методов работы с заемщиками, которые по разным причинам не имеют возможности вернуть заемные средства банку, подачу заявления в органы полиции для возбуждения уголовного дела. К квалифицирующим признакам отнесены – группа лиц по предварительному сговору, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере. При этом установлено новое значение крупного размера – стоимость, имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, и особо крупного — шесть миллионов рублей.

Статья 159.2 определяет мошенничество при получении выплат как хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о  фактах, влекущих прекращение указанных выплат. Квалифицирующие признаки те же, что и в статье 159.1 УК РФ. Указанная статья, направленная на экономию бюджетных средств, в свою очередь предоставляет органам социального обеспечения применять дополнительные меры воздействия к гражданам, получающим какие-либо социальные выплаты.

Статья 159.3 устанавливает, что мошенничество с использованием платежных карт – это хищение чужого  имущества,  совершенное с  использованием  поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного  работника  кредитной,  торговой  или иной организации. Квалифицирующие признаки те же, что и в статье 159.1 УК РФ. Данная статья давно напрашивалась для введения ее в уголовный кодекс, т.к. безналичные расчеты с использованием платежных карт набирают все большую популярность и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. При этом увеличивается и число злоупотреблений с данным видом расчетов.

Статья 159.4  к мошенничеству в сфере предпринимательской деятельности относит преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, в том числе совершенное в крупном и особо крупном размере. К введению указанной статьи думаю в обществе появится двоякое отношение, т.к. гражданским законом изначально установлено равенство сторон в договоре, а также правило о ведении предпринимательской деятельности на свой страх и риск. Указанная же статья позволит сторонам оказывать давление на своего контрагента в рамках существующих гражданско-правовых отношений. С другой стороны не секрет, что работа Федеральной службы судебных приставов РФ не позволяет в полном объеме взыскать долги с недобросовестных организаций.

Статья 159.5 мошенничеством в сфере страхования признает хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу. Квалифицирующие признаки те же, что и в статье 159.1 УК РФ.

Статья 159.6 к мошенничеству в сфере компьютерной информации относит хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей. Квалифицирующие признаки те же, что и в статье 159.1 УК РФ.

Другим новшеством стало то, что уголовные дела о мошенничестве в сфере бизнеса можно возбуждать только по заявлению потерпевшего. Для исключения практики возбуждения «заказных» уголовных дел все виды мошенничества, присвоение или растрата, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием отнесены к делам частно-публичного обвинения. Изменения внесены в часть третью статьи 20 УПК РФ, которая изложена в следующей редакции:

«3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по  заявлению  потерпевшего  или  его  законного    представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью  первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160,  165 Уголовного кодекса  Российской  Федерации,  если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи  с  осуществлением   им предпринимательской деятельности и (или) управлением  принадлежащим   ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности,   либо если эти преступления совершены членом  органа  управления   коммерческой организации  в  связи  с  осуществлением  им  полномочий  по   управлению организацией либо в связи  с  осуществлением  коммерческой   организацией

предпринимательской или иной экономической деятельности, за   исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия,  государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым  участием   в уставном  (складочном)  капитале   (паевом   фонде) государства или муниципального образования  либо  если  предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.»

Таким образом, основным условием для этого является – совершение указанных деяний индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации при ведении бизнеса. Исключение составляют случаи причинения вреда государственным (муниципальным) компаниям или совершение этих деяний в отношении государственного (муниципального) имущества. Лиц, подозреваемых или обвиняемых в мошенничестве (независимо от его вида), нельзя заключать под стражу, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, выделение отдельных составов мошенничества безусловно продиктовано временем и являлось необходимостью. Однако применением данных норм на практике, на мой взгляд, будет сопряжено с большим количеством ложных сообщений о преступлении. В подобной ситуации огромная нагрузка ложится на органы полиции и адвокатов, которые должны будут разбираться в конкретной ситуации. Адвокаты Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области всегда готовы разобраться в сложной ситуации и максимально защитить интересы доверителя.

 —

Адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области

С.В. Панасенко.