Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр ФПС МЧС России» (далее — заявитель, на стороне которого выступил Упоров И.Н.) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – ответчик, Управление) об оспаривании ненормативного правового акта – представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.07.2009 № 43.

Требования заявителя мотивированы несоответствием оспариваемого представления действующему законодательству, в результате чего нарушены его права и законные интересы, связанные с невозможностью в последующем осуществлять выплату материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов.

В соответствии с заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2009 № 43-01-03-25/21 и приказом о назначении проверки от 03.07.2009 № 76-П начальником Сургутского регионального отдела Управления в период с 06.07 по 24.07.2009 проведена проверка расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, предоставленных в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817.

Проверкой установлено неправомерная выплата материальной помощи, выплаченной сотрудниками работникам Учебного центра, за счёт трансферта, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 (л.д. 15-26).

По результатам проверки начальнику Учебного центра Управлением 31.07.2009 внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 43 с требованием принять меры по недопущению в дальнейшем совершения подобных нарушений.
Представление поступило в Учебный центр и было зарегистрировано и не согласившись с требованиями, указанными в представлении, Учебный центр обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным.

Обоснованием послужило следующее:

Учебный центр в силу прямого указания закона, как образовательное учреждение, входит в структуру федеральной противопожарной службы.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1997 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 установлено, что за счет межбюджетных трансфертов производятся определенные выплаты сотрудникам и  работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.

Выплаты на указанные расходы, произведённые Учебным центром в 2008 году, Управлением проверены и признаны обоснованными, нарушений, за исключением указанных в представлении, не установлено.

Согласно статье 1 Федеральный закон от 30.06.2002 года N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов российской федерации на иные условия службы (работы)» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 этой же статьи установлено, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят из:
материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, входит в состав денежного довольствия, а потому её выплату за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, суд признаёт обоснованной.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В суд были представлены следующие юридические обоснования соответствующих выплат:
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2003 № 314 «О повышении уровня оплаты труда работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Приказ начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 21.06.2006 № 275 с Положением о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.
Анализ указанных норм позволил суду сделать вывод о том, что материальная помощь, являющаяся стимулирующей выплатой, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, в связи с чем она входит в состав заработной платы работников Учебного центра.
Таким образом, выплата материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов в 2008 году, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 является обоснованной.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а оспариваемое представление признанию недействительным.

Блестящая работа юриста помогла решить проблемы государственного учреждения!