В рамках реформирования и совершенствования законодательства о государственных и муниципальных закупках, а так же общественного обсуждения законопроекта N 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – Законопроект), юристами и адвокатами Урало-Сибирской коллегией адвокатов Свердловской области был подготовлен проект поправок в данный проект федерального закона (далее – Поправки).
Подготовленные поправки составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Указанные изменения помогут совершенствованию законопроекта и федеральной Контрактной системы в целом. В частности они способствуют прозрачности проведения государственных и муниципальных закупок, а так же улучшению конкуренции и конкурентоспособности в данной сфере.
Президентом Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоровым Игорем Николаевичем, за исходящим номером 35 от 22.10.2012 был направлен пакет поправок к Законопроекту в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Нами были конкретизированы основные понятия, используемые в Законопроекте. Новые формулировки помогут избежать неверного толкования и правоприменение нормы.
Так же специалистами Урало-Сибирской коллегии адвокатов предложено конкретизировать субъекты и их права при проведении общественного контроля. Предоставлено право гражданам общественным объединениям обращаться по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в судебные и правоохранительные органы, государственные органы, осуществляющие функции аудита, контроля и надзора в федеральной контрактной системе, а также подавать жалобы на неправомерные действия заказчика, уточнены и приведены в соответствие с законами полномочия общественных объединений. Поправки позволят усовершенствовать систему общественного контроля за осуществлением государственной (муниципальной) закупки товаров (работ, услуг), а затем и реализацией приобретенных товаров, норма сделает процесс закупок прозрачнее, что, безусловно, приведет к снижению уровня коррупции и как следствие к экономии бюджетных средств.
Кроме того поправки к Законопроекту конкретизируют вопрос о том, что подлежит обоснованию осуществления закупки. Данная часть вводит норму, которая определяет, что обоснование должно фиксироваться в плане закупок и плане-графике, быть размещенной в единой информационной системе. Данные положения помогут сделать более открытыми обоснования предмета закупки, цены товара (работы, услуги), способа закупки и возможности их обжалования, что, безусловно, будет способствовать повышению уровня общественного контроля, на который делается большой акцент в законопроекте.
В законопроекте в том виде, в котором он был представлен в государственную думу, отсутствует какое-либо нормативное толкование понятия «роскоши» и «потребительские свойства и иные характеристики являющихся избыточными» или же указание на субъект который должен нормативно определить данные понятия. По нашему мнению Правительство Российской Федерации должно устанавливает перечень предметов роскоши, а так же определяет потребительские свойства и иные характеристики являющихся избыточными. Проект поправок предполагает издание Правительством Российской Федерации акта, в котором будут определены данные понятия, и будет дан перечень таких товаров. Однако очень важно, чтобы данный акт с момента начала функционирования федеральной контрактной системы, постоянно совершенствовался. Нововведение позволит улучшить положение в сфере государственного и муниципального заказа, уменьшив уровень коррупции.
Поправки конкретизируют порядок расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Так предусматривают право участников размещения заказа, граждан, общественных объединений обжаловать в административном и судебном порядке ненадлежащее обоснование выбора объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта и требования к участникам процедур закупок. Определение начальной (максимальной) цены является одним из ключевых моментов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Его прозрачность и повышенный общественный контроль помогут обеспечить снижение уровня коррупции.
Кроме того, в законопроекте одной из самых коррупционных способов осуществления закупок на наш взгляд является конкурс с ограниченным участием. В данной процедуре даются необоснованно завышенные полномочия по ограничению поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По этой причине в поправках предложенных нами часть 6 исключает из способа осуществления закупок такой вид как конкурс с ограниченным участием. По нашему мнению исключение этого вида закупок, позволит не допустить повышения уровня коррупциогенности всей федеральной контрактной системы. Так же при исключении этой нормы уровень конкурентоспособности в данной сфере не будет ограничен.
Несомненно одной из основных проблем сегодняшней системы госзакупок является, то что как правило люди заинтересованные в конкретном решении конкурсной комиссии входят в эту комиссию, нами предложена норма предусматривающая обязанность декларирования конфликта интересов при подаче заявки путем указания лицом, подающим заявку на участие в процедуре закупок, наличия/отсутствия заинтересованности (аффилированности) с заказчиком. В рамках статьи под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой руководителем заказчика, его главным бухгалтером, членом комиссии по осуществлению закупки, должностным лицом (в том числе должностным лицом контрактной службы заказчика) являются физические лица, лично заинтересованные в результатах осуществления закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки (предложения) на участие в процедурах закупок, либо физические лица, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки (предложения), либо в случае, если близкие родственники указанных сотрудников заказчика являются руководителем, главным бухгалтером, учредителем или участником юридического лица, подавшего заявку (предложение) на участие в процедуре закупки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники процедур закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников процедур закупок), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере осуществления закупок должностные лица контрольных органов. Введение данной нормы поможет исключить заинтересованность лиц в осуществлении государственных и муниципальных закупок, что в будущем поможет значительно снизить коррупцию в сфере федеральной контрактной системы и повысить конкуренцию.
В случае же если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более двадцати миллионов рублей, то победитель обязан при заключении контракта предоставить заказчику сведения о своих конечных собственниках (бенефициарах) путем указания фамилий, имен и отчеств таких лиц. В случае если победителем проведенной процедуры заказа является акционерное общество, такое лицо обязано предоставить информацию заказчику о своих конечных собственниках (бенефициарах), владеющих напрямую или косвенно (опосредованно через других лиц) более пятнадцати процентов голосующих акций такого акционерного общества;
В свою очередь если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более пятнадцати миллионов рублей, победитель обязан предоставлять сведения обо всех субподрядчиках, заключивших договор с исполнителем по контракту в целях выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки. Данная информация размещается в единой информационной системе в течение 5 дней со дня получения данных заказчиком.
Раскрытие бенефициаров и субподрядчиков по нашему мнению позволит обеспечить большую прозрачность в федеральной контрактной системе, а так же позволит государственным органам, осуществляющим функции по аудиту, контролю и надзору в федеральной контрактной системе отслеживать и пресекать коррупционные схемы и махинации, а так же недобросовестных подрядчиков и субподрядчиков, с занесением их в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить что, система госзакупок, безусловно, является одной из самых больных точек экономики нашей страны, и необходимость её реформирования очевидна. Однако нельзя спешить и принимать новый сырой закон, который не менее, а может и более коррупционный, чем нынешний. К большому сожалению, проект закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Его принятие в нынешней форме, безусловно, приведет к еще большему наплыву коррупции и разворовыванию бюджетных средств. Заказчикам предоставляется широкие возможности по выбору способа закупок по своему усмотрению, а также по отбору победителя конкретной процедуры закупки исходя из собственных предпочтений.
В данном законопроекте на деле была применена презумпция добросовестности государственного (муниципального) заказчика, о которой так много говорили Минэкономразвития. Однако как можно доверять тем, кто уводит из государственного бюджета в свои карманы 1 000 000 000 рублей в год! Конечно не все заказчики такие, но, к сожалению, для того чтобы предотвратить эту «болезнь» необходимы комплексные жесткие меры. Ведь проблема коррупции системна и, к большому сожалению, нет способа единовременно её искоренить, и законопроект о ФКС не является панацеей.
—
С уважением, помощник адвоката Урало-Сибирской коллегии адвокатов Казанцев Виталий.
Поправки к законопроекту N 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»
1. Подпункт 3 пункта 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«3) Государственные заказчики – действующие от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов российской Федерации или местных бюджетов, а также юридические лица, которым в соответствии с законодательством государственными органами (органами государственной власти), органами управления государственными внебюджетными фондами переданы полномочия по заключению и исполнению от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственных контрактов»;
2. Статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Общественный контроль в федеральной контрактной системе
1. Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов и подзаконных актов касающихся федеральной контрактной системы (далее – общественный контроль) в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены настоящей статьей и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Общественный контроль осуществляется в целях содействия развитию и совершенствованию федеральной контрактной системы, предупреждения, выявления нарушений и информирования заказчиков, контрольных и (или) надзорных органов о выявленных недостатках, негативных фактах и нарушениях.
3. В целях осуществления общественного контроля граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения, основной уставной деятельностью которых является осуществление общественного контроля в соответствии с положениями настоящей статьи (далее — общественные объединения по контролю). Наряду с общественными объединениями по контролю осуществлять общественный контроль в федеральной контрактной системе вправе общественные объединения, созданные гражданами и организациями, и объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) (далее – иные общественные объединения и объединения юридических лиц).
4. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о федеральной контрактной системе;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов на предмет их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в надзорные и контрольные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю и надзору в соответствии с настоящим федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих) признаков состава преступления;
6) обращаться в судебные органы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (участников процедур закупок) с заявлениями (исковыми заявлениями) о признании незаконными решения, действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих) и их отмене, признании недействительной процедуры закупки, признании недействительным государственного (муниципального) контракта, заключенного в результате завершения процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также о применении последствий недействительности сделки в виде возврата всего полученного по ней (реституции);
7) обращаться в орган, уполномоченный на рассмотрение жалоб в федеральной контрактной системе в порядке главы 5 настоящего федерального закона, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (участников процедур закупок) с жалобами на неправомерные действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих).
5. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц, подлежат обязательному рассмотрению заказчиками в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращения граждан».
3. Часть 2 и 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«2. Обоснованию осуществления закупки подлежит:
1) объект закупки исходя из необходимости реализации конкретных мероприятий государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования и в соответствии с планом закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) способ закупки в соответствии с условиями выбора способов закупки, установленными главой 3 настоящего Федерального закона, включая дополнительные требования к участникам процедур закупок;
3) начальная (максимальная) цена контракта и объем денежных средств, необходимых для осуществления закупок.
3. Обоснование, указанное, в части 2 настоящей статьи должно фиксироваться в плане закупок и плане-графике, быть размещено в единой информационной системе и доступно для открытого ознакомления в течение трех лет с момента истечения срока действия плана закупок».
4. Часть 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«2. Для целей настоящей статьи под требованиями к приобретаемым товарам (работам, услугам), достаточными для обеспечения деятельности заказчиков, понимаются требования, которые обеспечивают приобретение товаров (работ, услуг), которые по количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам позволяют достичь полного обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или иные характеристики являющимися предметами роскоши. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень предметов роскоши, а так же определяет потребительские свойства и иные характеристики являющихся избыточными.
Заказчики при осуществлении закупок для обеспечения собственной деятельности обязаны соблюдать требования, предусмотренные в правовых актах, указанных в части 3 настоящей статьи».
5. Статью 22 изложить в следующей редакции
«Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта
1. Начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования как минимум одного из следующих методов:
1) нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Этот метод в обязательном порядке применяется заказчиком в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе их максимальная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;
2) метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар (работу, услугу). Этот метод применяется заказчиком в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), производимых (поставляемых, выполняемых, оказываемых) одной организацией;
3) тарифный метод, который в обязательном порядке применяется заказчиком, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары (работы, услуги);
4) метод индексации, при котором расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году, на индекс потребительских цен (иной обоснованный заказчиком коэффициент). Этот метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году (в том числе на основании утвержденной проектно-сметной документации). В случае применения этого метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе информация о предшествующих процедурах закупок, их количестве. При этом предшествующие процедуры закупки, на основании которых заказчиком производится расчет начальной (максимальной) цены контракта, должны быть завершены на момент расчета и не являться несостоявшимися или отмененными, и заключенные по итогам их проведения контракты не должны быть расторгнуты. Количество предшествующих процедур закупок, учитываемых заказчиком в целях расчета, не может быть менее трех;
5) запросный метод, который заказчик вправе использовать в случае, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг) и невозможно применить методы, указанные в пунктах 1 — 4 настоящей части. При применении этого метода определение стоимости товаров (работ, услуг) производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, и проведения расчетов начальной (максимальной) цены контракта на основе полученной информации. В случае применения этого метода в документации об осуществлении закупок должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе источник получения информации о ценах, наименование субъекта предпринимательской деятельности, чье ценовое предложение было предметом изучения, сами ценовые предложения, а также порядок расчета;
6) проектно-сметный метод, согласно которому цена контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт определяется на основании разработанной проектной документации. При этом сметная стоимость строительных работ пересчитывается в текущий уровень цен на дату осуществления процедур определения подрядчиков и исполнителей по соответствующим индексам цен на строительные и монтажные работы по основным калькуляционным статьям прямых затрат (оплата труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов, стоимость материалов);
7) метод расчета удельной цены основного параметра, при котором определение цены контракта производится посредством изучения ценовых предложений не менее чем трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика. Этот метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости. В случае применения данного метода, в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе источник получения информации о ценах, наименование субъекта предпринимательской деятельности, чье ценовое предложение подлежало изучению, сами ценовые предложения, а также порядок расчета;
8) самостоятельный расчет заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в случае невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части методов. В этом случае в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта.
2. К источникам информации о ценах товаров, работ, услуг, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта относятся данные государственной статистической отчетности, сведения, содержащиеся в единой информационной системе, реестре контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные достоверные источники информации. Правительство Российской Федерации вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить общие подходы к порядкам формирования начальных (максимальных) цен контракта и порядку осуществления мониторинга существенных условий контракта, включая цены на товары, работы, услуги, предметы закупки, производителей и поставщиков товаров, работ, услуг. Порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров, работ и услуг устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. В случае если на закупаемые товары (работы, услуги) осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом норм законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
3. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок товаров, работ, услуг предусматриваются особенности определения начальных (максимальных) цен контрактов, а также определить федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такие особенности.
4. Оценка обоснованности осуществления закупки производится в ходе мониторинга реализации планов-графиков, а также мероприятий по аудиту, контролю и надзору в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. При обосновании осуществления закупки заказчик обязан учитывать требования к предмету, сроку (периодам), объекту и объему закупки. Правительство Российской Федерации вправе установить общий порядок составления требований, указанных в настоящей части.
6. Обоснование осуществления закупки, в том числе объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта, признается надлежащим, пока не доказано иное.
7. Участники процедур закупок, граждане, общественные объединения по контролю, иные общественные объединения и объединения юридических лиц вправе обращаться в судебные органы и органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб в федеральной контрактной системе, с жалобами на неправомерные действия (бездействие) заказчика, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностного лица контрактной службы заказчика, в том числе на нарушения порядка обоснования осуществления закупки, в частности, порядка выбора и обоснования объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта.
8. Участники процедур закупок, граждане, общественные объединения по контролю, иные общественные объединения и объединения юридических лиц вправе обращаться от своего имени в органы, уполномоченные на осуществление аудита, контроля и надзора с заявлением о проведении проверки в целях выявления нарушений заказчиком порядка обоснования осуществления закупки, в том числе порядка выбора и обоснования объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта.
9. Должностные лица заказчиков, уполномоченных органов, специализированных органов, сотрудники специализированных организаций несут дисциплинарную, вплоть до увольнения, и административную ответственность за нарушение требований к определению начальных (максимальных) цен контрактов, установленных в соответствии с настоящей статьей».
6. Статью 23 изложить в следующей редакции:
«Статья 23. Способы осуществления закупок
1. Заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы:
1) открытый конкурс;
2) двухэтапный конкурс;
3) электронный аукцион;
4) запрос котировок;
5) запрос предложений;
6) закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг в случаях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона;
7) из единственного источника.
2. Заказчик выбирает способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями настоящей главы, при этом он обязан исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок и не совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкретной закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе не предусмотренным настоящим Федеральным законом способом. При этом акт Правительства Российской Федерации, определяющий такие особенности, наряду со способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или дополнительными условиями исполнения контракта должен содержать наименование заказчика, источник финансирования, описание объекта закупки, срок исполнения контракта, указание на официальный сайт, на котором будет размещено извещение об осуществлении такой закупки.
4. При осуществлении закупок путем проведения торгов (за исключением электронных аукционов) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации.
В документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт».
7. Статью 26 изложить в следующей редакции:
«Статья 26. Участие в процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Участие в процедурах закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Участники процедур закупок, граждане, общественные объединения по контролю, иные общественные объединения и объединения юридических лиц имеют право обжаловать в судебном порядке, решение заказчика об ограничении участия в соответствующей процедуре закупок.
3. Участники процедур закупок имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников процедур закупок подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
4. Лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта и подающие заявку (предложение) на участие в процедурах закупки товаров, работ и услуг обязаны в такой заявке (предложении) на участие в процедуре закупки декларировать наличие (отсутствие) конфликта интересов заказчика и лица, подающего заявку. В случае декларирования наличия конфликта интересов, в заявке (предложении) на участие в процедуре закупки лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта, должно указать на основание, возникновения и наличия конфликта интересов.
В целях настоящей статьи, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой руководителем заказчика, его главным бухгалтером, членом комиссии по осуществлению закупки или должностным лицом (в том числе должностным лицом контрактной службы заказчика) являются физические лица, лично заинтересованные в результатах осуществления закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки (предложения) на участие в процедурах закупок, либо физические лица, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки (предложения), либо в случае, если близкие родственники указанных сотрудников заказчика являются руководителем, главным бухгалтером, учредителем или участником юридического лица, подавшего заявку (предложение) на участие в процедуре закупки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники процедур закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников процедур закупок), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере осуществления закупок должностные лица контрольных органов.
5. При осуществлении закупок в соответствии со статьями 27 — 29 настоящего Федерального закона устанавливаются преимущества:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства».
8. Часть 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«1. Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять процентов общего годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать пятнадцати миллионов рублей. Закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, в которых участвуют эти субъекты, а при осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства заказчики вправе осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства».
9. Часть 2 и 5 статьи 30 изложить в следующей редакции:
«2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать для отдельных видов товаров (работ, услуг), закупаемых путем проведения конкурса (в том числе двухэтапного конкурса), следующие дополнительные квалификационные требования к участникам конкурса:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыт и деловая репутация;
4) трудовые ресурсы для исполнения контракта».
«5. Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных квалификационных требованиях указывается в извещении и документации об осуществлении закупок».
10. Статью 33 изложить в следующей редакции:
«Статья 33. Контракт
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или приглашением принять участие в процедурах закупок (в установленных настоящим Федеральным законом случаях) и документацией об осуществлении закупок, и заявкой (предложением) участника процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которым заключается контракт. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, в контракт, включается обязательное условие о том, что сумма, подлежащая уплате по контракту физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
2. При заключении контракта указывается, что цена является твердой, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается формула цены, установленная заказчиком в документации об осуществлении закупок. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 87 настоящего Федерального закона.
3. В контракт, включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
4. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик выплачивает другой стороне неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
5. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) выплачивает заказчику неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
6. Допускается заключение контракта на поставку технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления (предоставление путевок и так далее) с несколькими участниками процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом право заключения контракта с несколькими участниками процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) устанавливается заказчиком в документации об осуществлении закупок.
7. Для осуществления закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатываются и утверждаются типовые контракты, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов.
Порядок разработки типовых контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. При заключении контракта по соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может включаться условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. При этом в контракте должны быть определены виды споров, разрешение которых осуществляется в третейском суде, а также условия участия сторон контракта в расходах, связанных с разрешением споров в третейском суде.
9. При заключении долгосрочных и дорогостоящих контрактов (цена составляет более ста миллионов рублей) контракт должен включать план-график исполнения контракта.
10. В контракт, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема требованиям, установленным в контракте, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки.
11. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более двадцати миллионов рублей, в государственном (муниципальном) контракте должна быть указана обязанность победителя проведенной процедуры при заключении контракта предоставить заказчику сведения о своих конечных собственниках (бенефициарах) путем указания фамилий, имен и отчеств таких лиц. В случае если победителем проведенной процедуры заказа является акционерное общество, такое лицо обязано предоставить информацию заказчику о своих конечных собственниках (бенефициарах), владеющих напрямую или косвенно (опосредованно через других лиц) более пятнадцати процентов голосующих акций такого акционерного общества.
При этом в государственном (муниципальном) контракте в обязательном порядке должна быть предусмотрена ответственность за отказ от предоставления таких сведений путем взыскания неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Указанная неустойка подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства.
Указанные сведения о конечных собственниках (бенефициарах) исполнителя по контракту подлежат размещению в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с момента их получения заказчиком. В случае отказа от предоставления указанной информации заказчику, сведения о невыполнении исполнителем по контракту требований настоящей части размещаются в единой информационной системе.
12. В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более пятнадцати миллионов рублей, в государственном (муниципальном) контракте должна быть указана обязанность исполнителя по государственному (муниципальному) контракту предоставлять сведения обо всех субподрядчиках, заключивших договор с исполнителем по контракту в целях выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки.
При этом в государственном (муниципальном) контракте в обязательном порядке должна быть предусмотрена ответственность за отказ от предоставления таких сведений путем взыскания неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта. Указанная неустойка подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства.
Указанные сведения о субподрядчиках по контракту подлежат размещению в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с момента их получения заказчиком. В случае отказа от предоставления указанной информации заказчику, сведения о невыполнении исполнителем по контракту требований настоящей части размещаются в единой информационной системе.
13. Заключение контрактов в соответствии с пунктами 2, 5 — 7, 10, 17, 18, 20 — 22, 25, 26, 31 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона допускается без соблюдения требований частей 1 — 7, 9 и 10 настоящей статьи».
11. Статью 50 исключить.
12. Часть 1 статьи 56 изложить в следующей редакции:
«1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает два миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе».
13. Часть 2 статьи 74 дополнить абзацем следующего содержания:
«Не допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг путем запроса предложений в случаях, если такие товары, работы, услуги входят в перечень, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 52 настоящего федерального закона, и их закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона».
14. Часть 1 статьи 76 изложить в следующей редакции:
«1. Под закрытыми способами осуществления закупок понимаются закрытые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых информация о закупке сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Закрытыми способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) являются закрытый конкурс, двухэтапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений».
15. Статью 77 изложить в следующей редакции:
«Статья 77. Особенности проведения закрытого конкурса, двухэтапного закрытого конкурса
1. Под закрытым конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса, победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.
2. При проведении закрытого конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи.
3. При проведении закрытого конкурса извещение о проведении закрытого конкурса не требуется. Конкурсная документация и изменения, внесенные в конкурсную документацию, а также разъяснения конкурсной документации не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе в открытом доступе. Заказчик не позднее, чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса, а также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае проведения закрытого конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения, которые составляют государственную тайну. В указанных приглашениях должны содержаться сведения, подлежащие включению в извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, получившим приглашение принять участие в закрытом конкурсе. Заказчик обязан по требованию участника закрытого конкурса предоставить в течение двух рабочих дней со дня получения такого требования данному участнику конкурсную документацию. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения таким лицом платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе, двухэтапном закрытом конкурсе.
—
С уважением, адвокат Упоров И.Н.
5. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее даты, указанной в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме с этим всех лиц, которым были направлены приглашения, принять участие в закрытом конкурсе.
6. Заказчики не позднее, чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе направляют в надзорный орган в сфере государственного оборонного заказа все направленные приглашения.
7. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее дня, следующего после дня его подписания, направляется заказчиком в надзорный орган в сфере государственного оборонного заказа. Копии протокола направляются заказчиком в тот же срок лицам, подавшим заявки на участие в конкурсе.
8. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляется в трех экземплярах и не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, направляется заказчиком в надзорный орган в сфере государственного оборонного заказа. Копии протокола направляются заказчиком в тот же срок лицам, подавшим заявки на участие в конкурсе.
9. Под двухэтапным закрытым конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о проведении двухэтапного конкурса, конкурсной документации сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и победителем признается лицо, участвующее в проведении и предложившее лучшие условия исполнения контракта по его результатам.
16. При проведении двухэтапного закрытого конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении двухэтапного закрытого конкурса с учетом положений настоящей статьи и положения о закрытом конкурсе. Информация о закупке путем проведения двухэтапного конкурса сообщается участникам процедуры закупок в порядке и сроки, которые установлены частями 1 и 3 настоящей статьи.
17. Протокол рассмотрения и оценки окончательных конкурсных заявок составляется в трех экземплярах не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, и направляется заказчиком в надзорный орган. Копии протокола направляются заказчиком в тот же срок лицам, подавшим окончательные конкурсные заявки.
18. При проведении закрытого конкурса, двухэтапного конкурса не допускается предоставлять конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о разъяснении положений конкурсной документации и предоставлять такие разъяснения в форме электронных документов. Разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех лиц, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
19. Протоколы, составленные в ходе проведения закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, а также информация, полученная в ходе проведения закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе в открытом доступе.
20. При проведении закрытого конкурса, двухэтапного конкурса не допускается осуществлять аудио- и видеозапись».
16. Часть 6 статьи 87 изложить в следующей редакции:
«6. Контракт, может быть расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке, в случае подачи заказчиком искового заявления, подготовленного на основании мотивированного представления контрактной службы заказчика, в следующих случаях:
1) по контракту на поставки товаров:
осуществления поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;
осуществления поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в контракте;
2) по контракту на выполнение работ:
если подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
если во время выполнения работы нарушены условия исполнения контракта, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков выполнения работ, указанных в контракте;
3) по контракту на оказание услуг:
если исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;
если во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
неоднократного (два и более) или существенного (более тридцати дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в контракте».
17. Части 7-9 статьи 87 исключить.
18. Часть 5 статьи 88 исключить.
19. Пункт 3 части 3 статьи 95 изложить в следующей редакции:
«3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель процедуры закупки уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшимися процедур закупок, в которых единственный участник процедур закупок, подавший заявку (предложение) либо признанный единственным участником процедуры закупки, уклонился (отказался) от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта».
—
С уважением,
президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоров И.Н.
Список используемой литературы.
Нормативно- правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г., № 63-ФЗ;
4. Федеральный закон от 8.07.2005г. № 94-ФЗ, «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»;
5. Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Научная литература.
1. Анчишкина О.В. Национальные контрактные системы: российское перепутье // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2.
2. Головщинский К.И., Шамрин А.Т. Основные направления создания и развития комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации. Сер. WP8: гос. и муницип. упр. М., 2011.
3. Линдерс М., Джонон Ф., Флинн Г. Управление закупками и поставками. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Федорович В. А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования. – М.: Наука 201;
Электронные источники.
1. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http://www.economy.gov.ru
2. Федеральная контрактная система США: пространство «умной экономики»URL: http://www.terra-america.ru/federalnaya-kontraktnaya-sistema-usa-prostranstvo-umnoi-ekonomiki.aspx
3. Международный опыт функционирования контрактных систем URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/system/?WCM_PI=1&WCM_PageSize.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=40
4. Официальный блог Алексея Навального URL: http://nаvаlny.livеjоurnаl.соm/
—
С уважением,
помощник адвоката Урало-Сибирской коллегии адвокатов Казанцев Виталий.