В рамках реформирования и совершенствования законодательства о государственных и муниципальных закупках, а так же общественного обсуждения законопроекта N 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – Законопроект), юристами и адвокатами Урало-Сибирской коллегией адвокатов Свердловской области был подготовлен проект поправок в данный проект федерального закона (далее – Поправки).

Подготовленные поправки составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Указанные изменения помогут совершенствованию законопроекта и федеральной Контрактной системы в целом. В частности они способствуют прозрачности проведения государственных и муниципальных закупок, а так же улучшению конкуренции и конкурентоспособности в данной сфере.

Президентом Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоровым Игорем Николаевичем,  за исходящим номером 35 от 22.10.2012 был направлен пакет поправок к Законопроекту в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Нами были конкретизированы основные понятия, используемые в Законопроекте. Новые формулировки помогут избежать неверного толкования и правоприменение нормы.

Так же специалистами Урало-Сибирской коллегии адвокатов предложено конкретизировать субъекты и их права при проведении общественного контроля. Предоставлено право гражданам общественным объединениям обращаться по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в судебные и правоохранительные органы, государственные органы, осуществляющие функции аудита, контроля и надзора в федеральной контрактной системе, а также подавать жалобы на неправомерные действия заказчика, уточнены и приведены в соответствие с законами полномочия общественных объединений. Поправки позволят усовершенствовать систему общественного контроля за осуществлением государственной (муниципальной) закупки товаров (работ, услуг), а затем и реализацией приобретенных товаров, норма сделает процесс закупок прозрачнее, что, безусловно, приведет к снижению уровня коррупции и как следствие к экономии бюджетных средств.

Кроме того поправки к Законопроекту  конкретизируют вопрос о том, что подлежит обоснованию осуществления закупки. Данная часть вводит норму, которая определяет, что обоснование должно фиксироваться в плане закупок и плане-графике, быть размещенной в единой информационной системе. Данные положения помогут сделать более открытыми обоснования предмета закупки, цены товара (работы, услуги), способа закупки и возможности их обжалования, что, безусловно, будет способствовать повышению уровня общественного контроля, на который делается большой акцент в законопроекте.

В законопроекте в том виде, в котором он был представлен в государственную думу, отсутствует какое-либо нормативное толкование понятия «роскоши» и «потребительские свойства и иные характеристики являющихся избыточными» или же указание на субъект который должен нормативно определить данные понятия. По нашему мнению Правительство Российской Федерации должно  устанавливает перечень предметов роскоши, а так же определяет потребительские свойства и иные характеристики являющихся избыточными. Проект поправок предполагает издание Правительством Российской Федерации акта, в котором будут определены данные понятия, и будет дан перечень таких товаров. Однако очень важно, чтобы данный акт с момента начала функционирования федеральной контрактной системы, постоянно совершенствовался. Нововведение позволит улучшить положение в сфере государственного и муниципального заказа, уменьшив уровень коррупции.

Поправки конкретизируют порядок расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Так предусматривают право участников размещения заказа, граждан, общественных объединений обжаловать в административном и судебном порядке ненадлежащее обоснование выбора объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта и требования к участникам процедур закупок. Определение начальной (максимальной) цены является одним из ключевых моментов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Его прозрачность и повышенный общественный контроль помогут обеспечить снижение уровня коррупции.

Кроме того, в законопроекте одной из самых коррупционных способов осуществления закупок на наш взгляд является конкурс с ограниченным участием. В данной процедуре даются необоснованно завышенные полномочия по ограничению поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По этой причине в поправках предложенных нами часть 6 исключает из способа осуществления закупок такой вид как конкурс с ограниченным участием. По нашему мнению исключение этого вида закупок, позволит не допустить повышения уровня коррупциогенности всей федеральной контрактной системы. Так же  при исключении этой нормы уровень конкурентоспособности в данной сфере не будет ограничен.

Несомненно одной из основных проблем сегодняшней системы госзакупок является, то что как правило люди заинтересованные в конкретном решении конкурсной комиссии входят в эту комиссию, нами предложена норма предусматривающая обязанность декларирования конфликта интересов при подаче заявки путем указания лицом, подающим заявку на участие в процедуре закупок, наличия/отсутствия заинтересованности (аффилированности) с заказчиком. В рамках статьи под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой руководителем заказчика, его главным бухгалтером, членом комиссии по осуществлению закупки, должностным лицом (в том числе должностным лицом контрактной службы заказчика) являются физические лица, лично заинтересованные в результатах осуществления закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки (предложения) на участие в процедурах закупок, либо физические лица, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки (предложения), либо в случае, если близкие родственники указанных сотрудников заказчика являются руководителем, главным бухгалтером, учредителем или участником юридического лица, подавшего заявку (предложение) на участие в процедуре закупки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники процедур закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников процедур закупок), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере осуществления закупок должностные лица контрольных органов. Введение данной нормы поможет исключить заинтересованность лиц в осуществлении государственных и муниципальных закупок, что в будущем поможет значительно снизить коррупцию в сфере федеральной контрактной системы и повысить конкуренцию.

В случае же если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более двадцати миллионов рублей, то победитель обязан при заключении контракта предоставить заказчику сведения о своих конечных собственниках (бенефициарах) путем указания фамилий, имен и отчеств таких лиц. В случае если победителем проведенной процедуры заказа является акционерное общество, такое лицо обязано предоставить информацию заказчику о своих конечных собственниках (бенефициарах), владеющих напрямую или косвенно (опосредованно через других лиц) более пятнадцати процентов голосующих акций такого акционерного общества;

В свою очередь если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ и услуг составила более пятнадцати миллионов рублей, победитель обязан предоставлять сведения обо всех субподрядчиках, заключивших договор с исполнителем по контракту в целях выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки. Данная информация размещается в единой информационной системе в течение 5 дней со дня получения данных заказчиком.

Раскрытие бенефициаров и субподрядчиков по нашему мнению позволит обеспечить большую прозрачность в федеральной контрактной системе, а так же позволит государственным органам, осуществляющим функции по аудиту, контролю и надзору в федеральной контрактной системе отслеживать и пресекать коррупционные схемы и махинации, а так же недобросовестных подрядчиков и субподрядчиков, с занесением их в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить что, система госзакупок, безусловно, является одной из самых больных точек экономики нашей страны, и необходимость её реформирования очевидна. Однако нельзя спешить и принимать новый сырой закон, который не менее, а может и более коррупционный, чем нынешний. К большому сожалению, проект закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Его принятие в нынешней форме, безусловно, приведет к еще большему наплыву коррупции и разворовыванию бюджетных средств. Заказчикам предоставляется широкие возможности по выбору способа закупок по своему усмотрению, а также по отбору победителя конкретной процедуры закупки исходя из собственных предпочтений.

В данном законопроекте на деле была применена презумпция добросовестности государственного (муниципального) заказчика, о которой так много говорили Минэкономразвития. Однако как можно доверять тем, кто уводит из государственного бюджета в свои карманы 1 000 000 000 рублей в год! Конечно не все заказчики такие, но, к сожалению, для того чтобы предотвратить эту «болезнь» необходимы комплексные жесткие меры. Ведь проблема коррупции системна и, к большому сожалению, нет способа единовременно её искоренить, и законопроект о ФКС не является панацеей.

С уважением, помощник адвоката Урало-Сибирской коллегии адвокатов Казанцев Виталий.