Право на получение высшего образования, закрепленное в Конституции РФ, бесспорно, является одним из важнейших факторов, способствующих развитию личности.

Высшее образование, безусловно, влияет на социальный уровень общества.

Однако, одного лишь закрепления права в Конституции РФ явно недостаточно, для эффективной его реализации.

Необходимы определенные возможности и условия для реализации конституционного права на высшее образование, что предполагает существование действенного и эффективного механизма воплощения этого права в жизнь. В свою очередь, понимание правовой природы механизма реализации конституционного права на образование, не возможно без рассмотрения его содержания.

Для начала надо определиться с понятием термина «высшее образование». Однако существует проблема, которая заключается в том, что ни Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[1] (далее закон о высшем и послевузовском образовании), ни Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[2] (далее закон об образовании) не определяют данного понятия.

В российском законодательстве существует лишь такое понятие как «образование»  – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)[3].

Согласно  ч. 1 ст. 43 Конституции РФ[4] каждый имеет право на получение образования, однако, установлено несколько ограничений.

Во-первых, в Основном законе идет речь только о бесплатном общем (полном) среднем образовании.

Во-вторых, получение такого образования возможно только в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.

В-третьих, бесплатное высшее образование можно получить только на конкурсной основе.

И, в-четвертых, бесплатное высшее образование можно получить только впервые и единожды.

Но как насчет тех, кто не смог поступить в высшее учебное заведение на места, финансируемые за счет бюджетных средств? Разве их право на получение бесплатного высшего профессионального образования не может быть реализовано?

Закон о высшем и послевузовском образовании предусматривает такую возможность. В подпункте 9 пункта 2 статьи 16 указано, что студенты имеют право: «переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения».

Вместе с тем, как правило, уставы редко предусматривают хорошо регламентированную процедуру перевода. Что создает «благодатную почву» для коррупции и большие проблемы для студентов, обучающихся на договорной основе. В целях зашиты прав студентов на получение бесплатного высшего образования и в целях полной и точной реализации норм Конституции России, нами  предлагается внести изменения в закон о высшем и послевузовском образовании, и конкретизировать порядок перевода студентов с платной формы обучения на бесплатную.

Конституционное право на высшее образование подразумевает под собой прохождение определенных этапов, таких как подача документов, вступительные испытания, зачисление, обучение, получение диплома и т.д.

Каждый из данных этапов должен быть реализован, поскольку без этого невозможно получение высшего образования. Ведь сама по себе факт зачисления в высшее учебное заведение еще не может гарантировать получение человеком полноценного высшего образования.

Несомненно, человек, обучающийся в ВУЗе должен прилагать определенные усилия (посещение лекционных и практических занятий, выполнение самостоятельных учебных работ, сдача промежуточных контрольных экзаменов и зачетов и т.д.).

В пункте 8 статьи 16 закона о высшем и послевузовском образовании предусмотрено, что студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что право на высшее образование можно рассматривать в двух смыслах: широком и узком.

Подход к пониманию конституционного права на высшее образование в узком смысле подразумевает реализацию любого действия, установленного законодательством для возможного получения каждым высшего образования.

Изначально необходимо пройти вступительные испытания в ВУЗ и получить статус студента высшего учебного заведения. В соответствии с п. 1 ст. 16 закона о высшем и послевузовском образовании, студентом признается лицо в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения[5].

Далее, в рамках реализации своего конституционного права на высшее образование, студент усваивает образовательную программу, которая реализуется ВУЗом с целью удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования[6].

И в конечном итоге лицо получает высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист», «бакалавр» или «магистр»[7].

Иными словами в узком смысле реализация права на высшее образование – это осуществление лицом любого из вышеуказанных самостоятельных действий: поступление в ВУЗ, обучение и получение диплома.

А в широком смысле реализация права на высшее образование представляет собой последовательную и поэтапную реализацию всех действий, необходимых для получения лицом высшего образования.

Основная форма механизма реализации права – это непосредственное участие субъекта в реализации его права, поскольку конституционное право на высшее образование изначально реализуется субъектом самостоятельно.

Именно субъекту права следует осуществить попытку поступления в ВУЗ, успешно пройти вступительные экзамены, а при наличии льгот осуществить преимущественное право на поступление.

Льготами при поступлении в ВУЗ пользуются дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы и др.

Так же существует возможность поступить вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, на это имеют право: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и др.

Даже для социально незащищенных категорий лиц законодателем предусмотрено их непосредственное и активное участие в реализации права на получение высшего образования на его начальном этапе – этапе поступления в ВУЗ. Следует признать что наличие подобных гарантий для социально слабо-защищенных категория граждан создает определенные препятствия для реализации этого же права другими гражданами.

Иначе говоря на бюджетные места поступают «недалекие» дети инвалиды и сироты, в то время как талантливые и хорошо подготовленные абитуриенты вынуждены поступать на платные места.

Дальнейшая реализация рассматриваемого права – этап зачисления в ВУЗ (работа приемной комиссии, организация информирования абитуриентов, прием документов, принятие приказа о зачислении) осуществляется не субъектом права, а ВУЗом.

Для дальнейшей эффективной реализации права на получение высшего образования после зачисления в ВУЗ —  совместные усилия обучающегося (посещение занятий, выполнение заданий) и ВУЗа (предоставление для занятий со студентами педагогов, аудиторий, библиотечного фонда и т.д.).

На сегодняшний день Российская Федерация является второй в мире по количеству высших учебных заведений. Но является ли это положительной чертой?

Ежегодно в нашей стране выпускается несколько миллионов специалистов, магистров, бакалавров. К сожалению, квалифицированность большинства из них оставляет желать лучшего. В такой ситуации, качество высшего образования определенно падает, ведь на сегодняшний день, чтобы получить диплом о высшем образовании, иногда не нужно прикладывать почти никаких усилий.

В 2010 году система нашего высшего образования столкнулась с огромной проблемой, большинство бюджетных мест в ВУЗах были заняты льготниками (инвалидами I и II группы, сиротами и т.д.). А абитуриентам, которые набрали больше баллов по единому государственному экзамену, пришлось поступать на договорную форму обучения. В последующем происходит отчисление студентов, не сдавших сессионные экзамены и зачеты. Отчисляются, в том числе студенты, занимающие бюджетные места. Вследствие чего бюджетное место остается незанятым.

Однако финансирование данного места не прекращается. Получается, что учебным заведениям не выгодно переводить студентов обучающихся с оплатой образовательных услуг, на места, финансируемые из федерального бюджета. Ведь ВУЗ теряет дополнительное финансирование в виде денежных средств переводимого студента.

Именно по этой причине правила и основания для перевода на обучение за счет средств государственного бюджета, которые содержат локальные акты большинства высших учебных заведений нашей страны, являются очень «размытыми».

Большинство уставов ВУЗов нашей страны содержат всего одну статью касающуюся данного вопроса[8]. И изложена она в следующей редакции: «Студент ВУЗа имеет право на переход с платного обучения на бесплатное по решению Ученого совета, при наличии вакантных мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) сдача экзаменов на «хорошо», «хорошо» и «отлично», «отлично» в течение четырех семестров обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе и отсутствие оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе;

2) документальное подтверждение существенного ухудшения материального положения студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (потеря работы обоими родителями, утрата родителей и др.).

Предпочтение при этом отдается студентам, занимающим лидирующее место в рейтинговой системе оценки знаний и не имеющим дисциплинарных взысканий.

Переход оформляется приказом Ректора ВУЗа. Процедура перехода с платного на бесплатное обучение устанавливается соответствующим локальным актом ВУЗа, который разрабатывается с учетом мнения органа студенческого самоуправления».

На первый взгляд в этой статье все описано довольно ясно и учтены все нюансы. Но давайте проанализируем положения данной статьи тщательнее.

Первым условием является сдача экзаменов на «хорошо», «хорошо» и «отлично», «отлично» в течение четырех семестров обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе и отсутствие оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе.

Иными словами критерий успеваемости. Он, безусловно, является важным, но должен лм он являться определяющим? Ведь та или иная оценка, полученная за экзамен, к большому сожалению, не всегда является объективной. Порой преподаватели осознанно ставят студенту «удовлетворительно», только за то, что он им «не приглянулся». Или возможна другая ситуация, когда студент после зачисления еще не успел адаптироваться, или совершил ошибку, и получил отметку «удовлетворительно». Получается данный студент, не просто получает оценку «удовлетворительно», если он учится на договорной основе, он еще и полностью теряет шанс перевода, на место, финансируемое за счет бюджетных средств.

Иными словами, он больше никогда не сможет реализовать свое право на получение бесплатного высшего профессионального образования. Однако полностью исключать данный критерий так же не стоит. Ведь студент, который хочет перевестись на бюджетную основу, несомненно, должен стремиться стать профессионалом своего дела, что невозможно без высоких отметок при обучении.

По неясной причине отсутствует критерий научной, спортивной или иной общественной деятельности.

Для того, чтобы студента перевели с платной формы обучения, на места, финансируемые из средств бюджета, он должен доказать, что достоин этого. Нашей стране, безусловно, необходимы молодые ученые, спортсмены и общественные деятели. И если каждый студент своей целью будет ставить не перевод на бюджет, а помощь своей стране, то страна не заставит себя ждать, и будет помогать таким студентам.

Как уже было сказано выше, в большинстве уставов высших учебных заведений статьи, касающиеся перевода студентов на места, финансируемые за счет бюджета, практически идентичны.

По этому нет смысла анализировать их. Однако иная ситуация обстоит с типовыми положениями ВУЗов о переводе студентов обучающихся с полным возмещением оплаты образовательных услуг, на места, финансируемые за счет бюджетных средств.

Типовые положения о переводе студентов с внебюджетной основы обучения на бюджетную, принимаемые в высших учебных заведения, часто, либо содержат слишком много излишних критериев оценки, а сама процедура перевода слишком бюрократизирована.

Или же наоборот условия для перевода настолько низки, что практически каждый студент может соответствовать им. Для того чтобы учесть все плюсы и минусы существующих Положение, был проведен их тщательный анализ (приложение 1).

На основании этого, были предложены некоторые поправки в законодательство, которые бы смогли более четко сформулировать саму процедуру перевода и критерии отбора.

Предложенные поправки исключают подпункт 9 пункта 2 статьи 16 настоящего закона о высшем и послевузовском образовании ввиду того, что его присутствие нецелесообразно, при принятии данных поправок.

Далее предлагается ввести в закон 3 пункта, вместо утратившего силу подпункта 9 пункта 2 статьи 16.

Пунктом 11 (предлагаемой поправки) устанавливается право на перевод студента обучающегося на платной основе, на места, финансируемые за счет бюджетных средств.

Более подробно хотелось бы остановиться на критериях, которым должны соответствовать претенденты на перевод.

Первым критерием является прохождение промежуточной аттестации по итогам последних четырех сессий на «отлично», либо на «хорошо» и «отлично» при условии, что число отметок «хорошо» составляет  не более одной четвертой.

В данном критерии неслучайно нет положения об отсутствии отметки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе. Как уже говорилось выше нелогично студента «оступившегося» в своей учебе всего один раз, лишать такого, несомненно, основополагающего права, как права на получение бесплатного высшего профессионального образования.

Однако не стоит забывать и о том, что студент, безусловно, должен иметь высокие знания по своей специальности, что, как правило, сопровождается получением высоких отметок при прохождении промежуточной аттестации.

Вторым основополагающим критерием является активное участие в научной, спортивной или общественной деятельности учебного заведения.

Безусловно, у студента, который претендует на перевод с платного обучения, на места, финансируемые за счет бюджетных средств, должна быть активная жизненная, и что важно гражданская позиция.

Бесспорно студенты, занимающиеся научной, спортивной или общественной деятельностью и достигающие успеха в ней, являются гордостью нашего государства и своего учебного заведения в частности. Они являются примером для других, так как на практике доказывают активность своей гражданской позиции.

Такие студенты определенно достойны перевода на места, финансируемые за счет бюджетных средств.

Следующие критерии это полное выполнение учебного плана на момент подачи заявления, отсутствие задолженности по оплате за обучение и отсутствие дисциплинарных взысканий за нарушение Устава учебного заведения. Последние три критерия, безусловно, являются дисциплинарными. Как уже было сказано выше, студент, претендующий на перевод на бюджетное место, должен быть примером для остальных. Что невозможно, если студент систематически нарушает правила принятые в данном учебном заведении.

Далее предлагается внести в статью 16 Закона пункт 12, который касается самой процедуры перевода и является логическим продолжением пункта 11. Данный пункт устанавливает, что решение вопросов  о переводе студентов, обучающихся на платной основе, на обучение за счет бюджетных средств, осуществляется не реже двух раз в год, по окончании соответствующей сессии.

Единственное из условий которое привязано к каким либо временным рамкам – это критерий успеваемости.

Несомненно целесообразным видится проведение заседания Ученого совета  учебного заведения по данному вопросу после очередной сессии.

Последним нововведением является дополнение статьи 16, пунктом 13, который гласит, что процедура перевода студента с платного обучения на места, финансируемые за счет бюджетных средств, устанавливается локальными актами, учебного заведения.

Безусловно, не является целесообразным в законе о высшем  и послевузовском образовании указывать все нюансы, касающиеся перевода студентов с внебюджетной основы обучения, на бюджетную.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. М. 2009.
  2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 13.02.2009)
  4. «Юридический энциклопедический словарь». Под ред. М. Н. Марченко, ТК «Велби», издательство «Проспект», 2006 г.
  5. Устав ФГАОУ ВПО «Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» от 4.05.2011
  6. Устав ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия» от 19.05.2011
  7. Устав ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» от 24.01.2011
  8. Устав ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана» от 7.02.2011

 

Приложение 1

Сравнительный анализ типовых положений ВУЗов о переводе студентов обучающихся на договорной основе, на места, финансируемые из бюджета.

ВУЗ Типового положения Комментарий

Свердловская область

Уральский федеральный университет (УрФУ) Положение о порядке перевода студентов, обучающихся с оплатой образовательных услуг, на места, финансируемые из средств государственного бюджета. Принято ученым советом УрФУ 19.09.2011 Данное положение является одним из самых подробных. Оно включает в себя не только полное описание всей процедуры перевод, но и предусматривает ответственность за непринятие решения о переводе. Что же касается критериев перевода студента, то здесь они описаны более чем подробно. Для перевода, студент должен соответствовать одному из трех условий:
— Сдача экзаменов на «отлично», «отлично» и «хорошо», «хорошо» не менее четырех семестров предшествующих, принятию  решения  о таком переходе, и отсутствие, как правило, оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе;
— Документально подтверждение существенного ухудшения материального положения студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (потеря работы обоими родителями, смерть родителей и др.);
— Наличие у студента достижений спортивной, творческой, общественной деятельности.
Все эти условия в сумме обеспечивают более обширный список претендентов, которые могут быть переведенными на места, финансируемые за счет бюджетных средств.
Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА) Положение о порядке перевода студентов УрГЮА с договорной (платной) на бюджетную (бесплатную для студентов) основу обучения Принято ученым советом УрГЮА 21.12.2009 Положение приятное в УрГЮА не закрепляет как таковых условий предъявляемых к студентам для перевода на бюджетную основу. Но в данном положении очень подробно расписана сама процедура перевода, вплоть до мельчайших подробностей. В сочетании положение о переводе студентов на бюджетную основу обучения и устав УрГЮА, детально регламентирует данный вопрос.

Москва

Московский государственный университет (МГУ) Положение о порядке перевода студентов
Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
с внебюджетной формы обучения на бюджетную
от 19 июня 2009 г
К большому сожалению, в главном вузе страны нет как такового положения, которое регламентирует перевод студентов с внебюджетной формы на бюджетную. Однако Юридический факультет МГУ принял свое положение касающееся данного вопроса.
В данном положении выделяется два условия для перевода студентов с внебюджетной формы обучения, на бюджетную:
1) Рекомендация Ученого совета факультета в отношении перевода студентов в связи с высокими результатами обучения может быть дана в случае отличной сдачи экзаменов за 4 семестра обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе, и отсутствия оценки «удовлетворительно» за весь период обучения на платной основе;
2) Рекомендация Ученого совета факультета в отношении студентов, попавших в сложную жизненную ситуацию, может быть дана при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) сдачи экзаменов за 4 семестра обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе, на оценки «хорошо», «хорошо» и «отлично», и «отлично»;
б) потери кормильца или уход кормильца на пенсию по инвалидности в случае, если данные обстоятельства возникли после заключения договора об обучении на внебюджетной основе.
Сама процедура конкретизирована не достаточно, то есть в данном локальном акте указаны только общие положения.
Московский государственный гуманитарный университет Положение о переводе студентов платной формы обучения на места, финансируемые из средств федерального бюджета В данном Положении четко прописаны все нормативные акты, на основе которых составлено данное положение. Четко прописана процедура перевода, документы, которые нужно передать в приемную комиссию университета. Так же для перевода нужно наличие пяти единовременно  выполненных условий:
1. Наличие вакантных бюджетных мест на соответствующем курсе, направлении подготовки / специальности и форме обучения.
2. Успешная сдача экзаменов за 4 семестра обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе, и отсутствие оценки «удовлетворительно» за текущий период обучения на платной основе.
3. Положительное решение органа студенческого самоуправления – Студенческого совета факультета (далее Студсовет) и Ученого совета факультета.
4. Отсутствие академических задолженностей.
5. Отсутствие задолженности по оплате за обучение.
Важно отметить, что это одно из немногих положение, в котором одним из условий является положительное решение органа студенческого самоуправления.

Астраханская область

Астраханский государственный технический университет (АГТУ) Положение о порядке перевода студентов с платного обучения на места, финансируемые из средств федерального бюджета Принято Ученым Советом АГТУ 14 мая 2009г Положение Астраханского государственного технического университета, кроме основных пунктов, касающихся перевода студентов содержит еще одно важное ограничение. Согласно данному Положению студент, обучающийся на платной основе, имеет право подать заявление об участии в конкурсе на вакантные бюджетные места, только в течение двух недель от момента официальной публикации о свободных бюджетных местах на специальностях и направлениях в учебном семестре. Остается неясным для каких именно целей введено данное ограничение, ведь очевидно что оно ограничивает студентов в праве перехода на места, финансируемые за счет бюджетных средств.

Республика Саха (Якутия)

Якутский государственный университет (ЯГУ) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке перевода студентов  Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, обучающихся на платной основе, на плановые места обеспеченные бюджетным финансированием РФ
 
В отличие от других вузов, решения о переводе принимает специально созданная комиссия, в состав которой входят: проректор по учебной работе, начальник учебно-методического управления, начальник управления по внебюджетной деятельности, начальник учебного отдела, зав сектором заочного обучения. Согласно данному положению к студенту предъявляются всего три требования:
1. Сдача 2 последние сессии на «хорошо» и «отлично»;
2. Отсутствие задолженности по оплате за предыдущие периоды обучения;
3. Отсутствие взысканий администрации университета за нарушения Устава ЯГУ и правил внутреннего распорядка.
Столь низкие требования к студентам, обучающимся на платной основе, и претендующим на перевод, на места, финансируемые из средств бюджета, с одной стороны являются хорошей тенденцией, так как больший круг лиц сможет быть переведенным. Однако стоит задуматься о том, что прежде чем быть переведенным на бюджет студент должен доказать, что он достоин этого.

Красноярский край

Сибирский федеральный университет Положение о порядке изменения основы обучения студентов ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» с платной (договорной) на бюджетную. Принято Ученым советом Сибирского федерального университета 19.11.2007 В данном локальном акте  Сибирского федерального университета в большей части регламентируются условия перевода. Так к примеру в отличии от иных Положений в данном акте присутствует такое условие как изъявление желания пройти военную подготовку в учебном военном центре.
Однако несомненным минусом является вопрос самой процедуры. Отсутствует так же и перечень документов которые требуются для инициирования процесса участия в конкурсе на перевод.

 

Казанцев Виталий Игоревич, стажер Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области.