Территориальным управлением Федеральной службы финансово — бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее по тексту — ТУ Росфиннадзора) в отношении Образовательного учреждения город Сургут (далее по тексту – Учебный центр), было вынесено представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в соответствии с которым ранее произведенные выплаты материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов, признаны неправомерными.
По результатам проверки руководителю Учебного центра ТУ Росфиннадзора, было внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса с требованием принять меры по недопущению в дальнейшем совершения подобных нарушений.
После обращения к юристам за помощью, был проведен анализ и большая подготовительная работа и сбор доказательств.
Не согласившись с требованиями, указанными в представлении, Учебный центр обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (город Ханты-Мансийск) и постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда (город Омск), заявление Образовательного учреждения было удовлетворено в полном объеме.
Благодаря великолепной работе юристов, были сохранены значительные финансовые средства в образовательном учреждении, установлено, что действия руководства Учебного центра были основаны на нормах закона, все произведенные выплаты сотрудникам и работникам – ЗАКОННЫ!
Арбитражный суд Ханты — Мансийского автономного округа — Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты -Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 28 декабря 2009 г.
Дело №
Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовым А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Образовательного учреждения к Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре об оспаривании ненормативного правового акта — представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.07.2009 № 43, с участием представителей сторон:
от заявителя — Карамов А.Ф. по доверенности от 25.09.09., Мясникова П.В. по доверенности от 25.11.2009, Упоров И.Н. по доверенности от 14.12.2009,
от ответчика — Мазин И.В. по доверенности № 11 от 22.12.2009, Туманова Е.В. по доверенности № 10 от 22.12.2009,
у с т а н о в и л:
Образовательного учреждения (далее – Учебный центр) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — ответчик, Управление) об оспаривании ненормативного правового акта — представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Требования заявителя мотивированы несоответствием оспариваемого представления действующему законодательству, в результате чего нарушены его права и законные интересы, связанные с невозможностью в последующем осуществлять выплату материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов.
В представленном отзыве ответчик считает доводы заявителя необоснованными, оспариваемое представление законным.
Представителями сторон в судебном заседании представлены дополнительные документы, заявителем — дополнение к заявлению, приобщённые судом к материалам дела.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии с заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2009 № 43-01-03-25/21 и приказом о назначении проверки от 03.07.2009 № 76- П начальником Сургутского регионального отдела Управления в период с 06.07 по 24.07.2009 проведена проверка расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, предоставленных в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817.
Проверкой установлено неправомерная выплата материальной помощи, выплаченной сотрудникам и работникам Учебного центра, за счёт трансферта, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 (л.д. 15-26).
По результатам проверки начальнику Учебного центра Управлением 31.07.2009 внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 43 с требованием принять меры по недопущению в дальнейшем совершения подобных нарушений.
Представление поступило в Учебный центр и зарегистрировано за № 887 08.09.2009 (л.д. 35).
Не согласившись с требованиями, указанными в представлении, Учебный центр обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным.
Выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие — либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 той же статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 21.12.1997 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей в спорный период) в Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы государственного пожарного надзора;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Из этого следует, что Учебный центр в силу прямого указания закона, как образовательное учреждение, входит в структуру федеральной противопожарной службы.
Это же подтверждается сведениями о проверяемом лице, указанными в акте проверки (л.д. 16), где также указано о том, что Учебный центр содержится за счёт средств субъекта Российской Федерации (л.д. 18).
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1997 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 установлено, что за счет межбюджетных трансфертов производятся следующие выплаты сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы:
а) денежное довольствие сотрудников и заработная плата работников;
б) выплаты при переезде лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы на новое место жительства в связи с переводом к новому месту службы;
в) единовременное и выходное пособия при увольнении;
г) оклад по специальному званию, выплачиваемый сотрудникам, имеющим выслугу менее 15 лет, в течение первого года после увольнения со службы по достижении предельного возраста, болезни, ограниченному состоянию здоровья, сокращению штатов либо в связи с нарушением условий контракта без права на пенсию;
д) единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудников, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей;
е) ежемесячный платеж по возмещению сотрудникам вреда, вызванного уменьшением трудоспособности;
ж) оплата сотрудникам стоимости путевок для детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей;
з) оплата стоимости пребывания детей сотрудников в детских дошкольных учреждениях;
и) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, выплачиваемая сотрудникам, переведенным по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания;
к) денежная компенсация на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых, выплачиваемая сотрудникам;
л) ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам сотрудников, проходящих службу в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность трудоустройства;
м) ежемесячная компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет без сохранения заработной платы;
н) оплата медицинской помощи, оказываемой сотрудникам в муниципальных учреждениях здравоохранения;
о) компенсационные выплаты участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и гражданам из подразделений особого риска;
п) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплачиваемое сотрудникам;
р) единовременное пособие, выплачиваемое женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; с) пособие по беременности и родам; т) единовременное пособие при рождении ребенка;
у) оплата ритуальных услуг, изготовление и установка памятников погибшим (умершим) сотрудникам.
Выплаты на указанные расходы, произведённые Учебным центром в 2008 году, Управлением проверены и признаны обоснованными, нарушений, за исключением указанных в представлении, не установлено.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 30.06.2002 года N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов российской федерации на иные условия службы (работы)» (далее — Федеральный закон № 78-ФЗ) денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 этой же статьи установлено, что дополнительные выплаты сотрудникам состоят из:
материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, входит в состав денежного довольствия, а потому её выплату за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, суд признаёт обоснованной.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2003 № 314 «О повышении уровня оплаты труда работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий надлежит предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы средства (в расчете на год) в размере до 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными условиями оплаты труда.
Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от № 275 утверждено Положение о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Положение) (л.д. 57-62).
Пунктом 1.1. Положения установлено, что введено в целях повышения эффективности и качества работы, а также для усиления материальной заинтересованности работников территориальных подразделений в своевременном и качественном выполнении должностных обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников.
Пунктом 1.3. Положения определено, что его действие распространяется на всех работников территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, содержащимся за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что материальная помощь, являющаяся стимулирующей выплатой, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, в связи с чем она входит в состав заработной платы работников Учебного центра.
Таким образом, выплата материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов в 2008 году, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от № 817 является обоснованной.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а оспариваемое представление признанию недействительным.
В связи с обращением в суд Учебный центр уплатил государственную пошлину в размере 2000 рублей, которая по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа — Югры
Р Е Ш И Л:
заявление заявлению Образовательного учреждения удовлетворить в полном объеме.
Признать представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.07.2009 № 43 недействительным и не подлежащим применению.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово — бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в пользу Образовательного учреждения судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решений, постановления арбитражного суда.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты — Мансийского автономного округа- Югры.
Суд А.Н. Дроздовья
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42,
канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22,
http://www.8aas.arbitr.ru,info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
02 апреля 2010 года Дело
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28.12.2009 по делу № (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Образовательного учреждения к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре об оспаривании ненормативного правового акта — предписания о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.07.2009 № 43,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — Мазин И.В. по доверенности от 17.02.2010;
от Образовательного учреждения — Упоров И.Н. по доверенности № 3 от 17.03.2010 сроком действия до 31.12.2010; Мясникова П.В. по доверенности № 2 от 17.03.2010 сроком действия до 31.12.2010;
установил:
Решением от 28.12.2009 по делу Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа — Югры удовлетворил требования Образовательного учреждения (далее — заявитель, Учебный центр), признал недействительным и не подлежащим применению представление № 43 от 31.07.2009 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — Управление, заинтересованное лицо) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
При этом суд первой инстанции при системном анализе положений Постановления правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 и статей Федерального закона от 30.06.2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов российской федерации на иные условия службы (работы)», пришел к выводу о том, что денежное довольствие, заработная плата и социальные выплаты сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, производится за счет межбюджетных трансфертов. Денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материальная помощь входит в состав денежного довольствия, которое выплачивается за счет межбюджетных трансфертов.
Кроме того, признавая недействительным и не подлежащим применению оспариваемое заявителем представление № 43 от 31.07.2009, суд первой инстанции указал на то, что материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, является стимулирующей выплатой, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, и установлена локальными актами, как то Положением о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты — Мансийскому автономному округу — Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, утвержденное приказом начальника Главного управления МЧС России по ХМАО — Югре от 21.06.2006 № 275.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учебного центра.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Учебный центр не имело законных прав на использование федеральных средств для выплаты материальной помощи, которая, по мнению подателя жалобы, должна выплачиваться из средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом обоснованность начисления Учебным центром материальной помощи своим сотрудникам в соответствии с заявлением работника и коллективным договором, заинтересованным лицом не оспаривается.
Также податель жалобы выразил несогласие с возложением на него судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., что противоречит, по мнению Управления, подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ), предусматривающему освобождение государственных органов от обязанности по уплате госпошлины.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Учебный центр отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2009 № 43-01-03-25/21 и приказом о назначении поверки от 03.07.2009 № 76-П начальником Сургутского регионального отдела Управления в период с 06.07.2009 по 24.07.2009 проведена проверка расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, предоставленных в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817.
Проверкой установлено неправомерная выплата материальной помощи, выплаченной сотрудникам и работникам Учебного центра, за счёт трансферта, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 (л.д. 15-26).
По результатам проверки начальнику Учебного центра Управлением 31.0 7.2009 направлено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 43 с требованием принять меры по недопущению в дальнейшем совершения подобных нарушений.
Представление поступило в Учебный центр и зарегистрировано за № 887 08.09.2009 (л.д. 35).
Заявитель, полагая, что требования, изложенные в представлении, не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, связанные с невозможностью в последующем осуществлять выплату материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления от 31.07.2009 № 887 недействительным.
28.12.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономно округа — Югры принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из акта проверки № 65 (т.1 л.д. 15-26), Учебный центр содержится за счёт средств субъекта Российской Федерации (см. т. 1л.д. 18).
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей в спорный период, Учебный центр, как образовательное учреждение, входит в структуру федеральной противопожарной службы.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок и правила предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с Федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» утверждены одноименным Постановлением Правительства РФ№ 817 от 28.11.2007 г. (далее Правила).
Пункт 2 содержит прямое указание на то, что за счет межбюджетных трансфертов производятся выплаты, в том числе на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.
Преамбулой и пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» определена следующая структура денежного довольствия сотрудников: денежное довольствие состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78 — ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» определена структура дополнительных выплаты сотрудникам, которые состоят из:
— ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 70 процентов от оклада по занимаемой штатной должности, выплачиваемой в порядке, устанавливаемом руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
— премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;
— материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, входит в состав денежного довольствия, в связи с чем ее выплата за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных Постановлением правительства Российской федерации от 28.11.2007 № 817, является обоснованной.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» размеры процентной надбавки за выслугу лет и других дополнительных выплат определяются в зависимости от размера оклада денежного содержания.
Следовательно, по смыслу указанной нормы основой для начисления всех надбавок и иных дополнительных выплат является оклад денежного содержания, состоящий из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию.
Последующим законодательством, принятым в развитие указанного Федерального закона, определены размеры процентных надбавок за выслугу лет, основания и порядок исчисления таких надбавок и иных дополнительных выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 № 33 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», принятым во исполнение положений Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ, утверждены положения о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и об оказании материальной помощи, размеры которых определяются также исходя из оклада денежного содержания.
Таким образом, с 01.07.2002 все дополнительные выплаты, в том числе и материальная помощь, сотрудникам государственной противопожарной службы исчисляются из окладов денежного содержания.
Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты стимулирующего характера.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2003 № 314 «О повышении уровня оплаты труда работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий надлежит предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы средства (в расчете на год) в размере до 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными условиями оплаты труда.
Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 21.06.2006 № 275 утверждено Положение о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Положение) (л.д. 57-62).
Пунктом 1.1. Положения установлено, что введено в целях повышения эффективности и качества работы, а также для усиления материальной заинтересованности работников территориальных подразделений в своевременном и качественном выполнении должностных обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников.
Пунктом 1.3. Положения определено, что его действие распространяется на всех работников территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, содержащимся за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.
Суд первой инстанции, исходя из системного анализа вышеназванных норм права, материалов дела пришел к обоснованному выводу о том, что материальная помощь, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, в связи с чем она входит в состав заработной платы работников Учебного центра.
Вышеизложенное по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда опровергает довод подателя жалобы о том, что выплаченная материальная помощь не входит в состав фонда оплаты труда Учреждения.
Что касается доводов апелляционной жалобы Управления, которое не согласно с возложением на него судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2000 рублей, то суд апелляционной инстанции отклоняет указанное за несостоятельностью исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ) Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины.
Однако, общий порядок распределения судебных расходов, в число которых входит и государственная пошлина, содержащийся в статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не претерпел каких-либо изменений в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ.
Учитывая, что согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, а в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, по убеждению суда апелляционной инстанции, на Управление правомерно отнесены судебные расходы в сумме 2000 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям Учреждения.
Таким образом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что выплата материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов в 2008 году, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 является обоснованной.
Удовлетворив заявленные Учебным центром требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
П
ОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28.12.2009 по делу № А75-12014/2009 оставить без изменения, апеллционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западносибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Ю.Н. Киричёк О.Ю. Рыжиков Е.П. Кливер