22 октября 2014 г. был принят федеральный закон N 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Если обратиться к истории, то несколько лет назад, когда Медведев Д.А. занял кресло президента РФ, с его подачи были изменены статья 140 УПК РФ, в связи с которыми туда был добавлен пункт 1.1, где было написано, что уголовные дела по статьям 198 и 199, 199.1. и 199.2 УК (статьям по налоговым преступлениям), можно было возбудить, только если ФНС доказала вину налогоплательщика и передала материалы следственным органам.
31 июля 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев на совещании, посвященном вопросам развития малого и среднего бизнеса попросил правоохранительные структуры и властные органы перестать «кошмарить» бизнес. Дмитрий Анатольевич считает, что отечественных предпринимателей «замучали» проверками и «наездами» по коммерческим наводкам. Медведев неоднократно высказывался в защиту российских предпринимателей. В мае 2008 года он подписал указ о развитии малого бизнеса, предусматривающий ограничение количества проверок предприятий до одного раза в три года (кроме налогового контроля). Дмитрий Анатольевич считает, что многочисленные проверки приводят к поборам, которые пагубно влияют на экономику государства и работу исполнительной власти.
В результате количество уголовных дел, которые ежегодно заканчивались обвинительными приговорами по статьям, связанных с неуплатой налогов, снизилось с 4.5 тыс. примерно до 156 уголовных дел в прошлом году. То есть в прошлом году на всю страну обвинительными приговорами по неуплате налогов закончилось только 156 уголовных дел.
Внесёнными же изменениями федеральным законом N 308-ФЗ ВСЁ ВЕРНУЛОСЬ НА КРУГИ СВОЯ!
Исключено специальное основание для возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, неисполнением обязанностей налогового агента. Речь также идет о сокрытии юрлицами и ИП средств и имущества, за счет которых должны быть внесены эти суммы (ст. 199.2).
Ранее же основанием служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами.
Закреплены особенности рассмотрения сообщений об указанных преступлениях (кроме предусмотренного ст. 199.2).
Следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее 3 суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган его копию с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки.
По результатам рассмотрения материалов налоговый орган не позднее 15 суток выполняет следующие действия. Направляет заключение о нарушении законодательства и о правильности предварительного расчета, если указанные в сообщении обстоятельства были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено решение, а также информацию о его обжаловании или о приостановлении исполнения. Информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу. Направляет следователю данные об отсутствии сведений о нарушении законодательства, если указанные в сообщении обстоятельства не были предметом исследования в рамках проверки.
Таким образом, уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой статьи 144 УПК, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
К чему это приведет?
Как полагает президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоров Игорь Николаевич — лучше, не будет!
Известный адвокат считает, что в данных поправках нет необходимости, так как следователь не обладает достаточными навыками для выявления состава преступления в экономических преступлениях, этим должны заниматься специально обученные люди — сотрудники ФНС.
Полагает, что российскому бизнесу с каждым годом становится все труднее и труднее «удержаться на плаву». Данный закон только усугубляет и без того не легкое положение честных российских предпринимателей, тем более в условиях продолжающегося финансового кризиса.
Упоров И.Н. считает, что Россия де факто является полицейским государством и увеличение количества уголовных дел, а их будет значительно больше после данных поправок, необходимо чтобы оправдать огромную армию людей работающих в государственных структурах, таких как: ФСИН, прокуратура, следственный комитет, полиция, суды и так далее…
Аналогичного мнения придерживается Владимир Туров юрист, специалист в налоговой сфере: «Ключевой минус этого закона заключается в том, что он стоит в одной цепочке и в одном ряду с прочими действиями, направленными на то, чтобы в течении 2015 года ликвидировать обналичивание денежных средств в России. На мой взгляд, нужно решать вопросы уплаты налогов путем стимулирования налогоплательщиков различного рода экономическими и социальными методами, а не путем посадок».
Изменения внесенные в УПК по мнению адвоката Упорова И.Н.. ФЗ существенной пользы не принесет, а лишь окончательно похоронит российский малый и средний бизнес, увеличит коррупцию, бюрократию, взяточничество в стране и откинет Российскую Федерацию на несколько лет назад.
—
С уважением, Попов Павел, помощник адвоката Урало-Сибирской коллегии адвокатов.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
10 октября 2014 года
Одобрен
Советом Федерации
15 октября 2014 года
Статья 1
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; 2004, N 27, ст. 2711; 2007, N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724; 2010, N 1, ст. 4; N 11, ст. 1168; 2011, N 1, ст. 16; N 50, ст. 7349, 7362; 2013, N 9, ст. 875; N 26, ст. 3207; 2014, N 6, ст. 558; N 30, ст. 4219) следующие изменения:
1) в статье 28.1:
а) в части первой слова «или дознаватель с согласия прокурора» исключить;
б) часть вторую изложить в следующей редакции:
«2. В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов.»;
2) часть первую.1 статьи 140 признать утратившей силу;
3) статью 144:
а) дополнить частью седьмой следующего содержания:
«7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.»;
б) дополнить частью восьмой следующего содержания:
«8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.»;
в) дополнить частью девятой следующего содержания:
«9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.»;
4) пункт 1 части второй статьи 157 дополнить словами «, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Статья 2
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7349) признать утратившим силу.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
22 октября 2014 года
N 308-ФЗ
Добрый день, уважаемый читатель.
Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Увеличивается пресс на малый и средний бизнес, индивидуальных предпринимателей.
Адвокаты нашей коллегии готовы помочь представителям бизнеса и в этой сложной ситуации.
—
С уважением, адвокат Упоров И.Н. президент УСКА.