Uporov_USBСадить или лечить наркозависимых?

Четверть века я служил в органах внутренних дел, преподавал в учебном центре ФСИН по Свердловской области, находящемся в Нижнем Тагиле.

Многие мои ученики сейчас работают в Управлении ФСИН по Свердловской области, в исправительных учреждениях Екатеринбурга, Сосьвы, Нижнего Тагила, Краснотуринска, Невьянска.

 Не так давно встретился с одним из своих учеников, который уже стал подполковником. Пообщавшись и обсудив с ним ряд вопросов, я, к сожалению, получил подтверждение ряда своих умозаключений.

Существует статистика, по которой 80 – 82 % содержащихся в этих колониях – это люди, употребляющие наркотики и очень мало тех, кто действительно занимался сбытом наркотических веществ.

Посадить в тюрьму и изолировать от общества? На мой взгляд — не лучший способ заботы государства о больных людях.

— Игорь Николаевич, а если человек употребляет наркотические средства в личных целях и сбывает одновременно, какое следует применять наказание к таким личностям по вашему мнению?

— За сбыт наркотических средств сурово наказывают. Так с 1 января 2013 года, любой гражданин, который совершил преступление в совокупности ст. 228 и 228.1 УК РФ, скорее всего, будет отбывать реальный срок не меньше чем 6-10 лет, возможно больше. Наказания ужесточаются!

Безусловно, сотрудникам правоохранительных органов тяжело разграничить статьи 228 и 228.1 УК РФ, но, на мой взгляд, в этом заключается суть их работы. И в случае, если следователи разницу не видят, то мы – адвокаты помогаем им в этом.

В России три правоохранительных органа занимается борьбой с наркотическими веществами, то есть с теми, кто употребляет наркотики и с наркомафией – теми, кто их сбывает, это: полиция, Госнарконтроль и ФСБ.

Как адвокат веду работу со всеми тремя силовыми структурами.

В авангарде, Федеральная служба безопасности, на мой взгляд, она ведет работу серьезнее всех остальных. У них огромные ресурсы, есть свои лаборатории, следственные и  оперативные органы, которые помогают эффективно работать в отношении организаторов сбыта наркотических средств. «Заточены» на раскрытии особо тяжких преступлений.

На второй ступени находится Госнаркоконтроль (УФСКН), сотрудники его специализированы на подобных делах. Работают эффективно и красиво. Оперативные комбинации, массированные «зачистки», огромные количества изъятых наркотических веществ.

Хуже всех работает полиция. Складывается ощущение, что им необходимо найти крайнего. Ставятся «галки» в статистике, но реальной борьбы именно с теми, с кем необходимо бороться не видно, ибо чаще всего ловят обычных потребителей, а далеко не наркодельцов. Самые «коррупциогенные» и самые предсказуемые в своей работе.

Ну а сейчас, несколько мыслей скромного адвоката из Екатеринбурга.

Молодёжь, приобретающая для личного употребления наркотические средства, например,  распространенный сейчас, «джи ви аш», наверняка знают, что это плохо для из здоровья и противозаконно, но казнить ли их теперь за это?

Рассмотрим ситуацию – молодой человек был задержан с данным синтетическим наркотиком. Что с ним будет, с учетом того, что разово приобрел покурить это наркотическое средство, садить ли его за это?

 Кому и чему еще был нанесен вред, кроме как их собственному здоровью? Да ничему, по моему мнению, конечно…

Почему бы тогда не запретить распитие алкогольных напитков. Или нельзя, потому что это монополия государства с царских времен? Ну и что? Давайте ликвидируем вино-водочные заводы, они не приносят радости. На мой взгляд, ситуация с наркотиками та же, не вижу разночтений.

Вернемся к нашему примеру. Дай Бог, что у молодого человека будет условный срок, а если нет?  Кем он выйдет из колонии через несколько лет, куда он устроится на работу, что вообще будет с ним дальше?

Да, он совершил ошибку, но стоит ли уничтожать его за эту ошибку, ведь фактически, нормальная жизнь такого человека будет уничтожена и это истина, так как, устроиться в престижную организацию ему будет невозможно. Пусть судимость и будет погашена, но она будет  идти за ним хвостом. Он не сможет занимать должности ни в государственных, ни в правоохранительных органах. Не сможет заниматься преподавательской деятельностью. Его просто не примут, и не скажут почему, даже если он принесет справку.

Получается, жизнь этого парня  на самом деле покалечена. Стоит ли нашему государству таким образом разрушать судьбы и семьи? Парень не прав, безусловно, но наказание за это баловство ведь неадекватно жесткое. Та же самая ч. 2 ст. 228 УК РФ санкционирует от 3 х до 10 лет. Получается, что этот молодой человек может получить 3 года лишения свободы в лучшем случае и не факт, что этот срок будет назначен условно. В результате, он будет уже покалечен тем, что его оторвали от семьи, он жены, от социума, а чему его научат в этом лагере, мы уже разобрались. Хорошему вряд ли.

Глава 25 Уголовного кодекса РФ называется «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», из выше проанализированного получается, что здоровье населения достигается «отсидкой». Верно ли это, туда ли мы идем?

А вот моё мнение иное. Считаю, что отсидкой молодёжи в лагерях больных не лечат, а лечить нужно в специализированных медицинских учреждениях закрытого типа, для исключения возможности попадания наркотических веществ больным.

— Игорь Николаевич, но необходимо огромное финансирование для создания подобных специализированных медицинских учреждений, считаете ли вы, что это когда-то может стать не утопией, а нашей реалией?

Действительно на лечение больных нужны денежные средства. Где их найти? У меня есть и на это своё предложение.

— В то время, когда я служил в милиции, преступность захлестывала нашу страну, был издан Указ Президента России Б.Н. Ельцина от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью» который позволил создать ряд подразделений, помогавших уничтожать преступную гидру и активных участников преступных формирований, в последующим превратившимся в Управление по борьбе с организованной преступностью.

Работая в одном из этих подразделений, убедился в эффективности принятых мер и правильностью политики государства!

Указом Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 «О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности», было установлено, что при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории, назначены предварительные проверки финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только данного лица, но и его родственников или проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а также в отношении физических и юридических лиц, общественных объединений, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо могло распоряжаться или пользоваться. Установлено, что для подготовки и осуществления следственных действий, пресечения и раскрытия преступлений активно использовать данные оперативно-розыскной деятельности, признавая их в установленном порядке доказательствами по уголовным делам этой категории. Определено, что к подозреваемым и обвиняемым по указанным преступлениям в качестве меры пресечения применяются, задержание на срок до 30 суток. Банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в установленном ими порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к организованным преступным группам. Имеют право осматривать здания и помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, знакомиться с документацией, характеризующей их деятельность, а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров.

Меры государства оказались эффективны и в течении 10 лет, основная масса ОПГ (организованных преступных группировок), были разгромлены.

Огромный репрессивный механизм милиции (полиции) остался тот же. В настоящее время, штаты органов внутренних дел, составляют порядка 1 200 000 (одного миллиона двести тысяч) сотрудников.

В России, 650 стражей правопорядка приходится на 100 тыс. жителей. Больше только в Белоруссии и Брунее. В других странах полицейских гораздо меньше: в Испании — около 500, в Италии — около 400, во Франции — 370, в США — 290 на 100 000 жителей страны.

У нас что в России, беспредел? Вал преступности захлестнул страны? Далеко, нет!

Количество преступлений, объемы работы по сравнению с лихими 90-ми гораздо снизились, а зарплата выросла. Нагрузки никакой, всё — всему соответствует. Возникает вопрос — а зачем такое количество полиции, УФСКН и ФСБ?

Необходимы сокращения штатов правоохранительных органов!

Тогда у российского государства появятся денежные средства на реализацию социально-значимых программ, в том числе и на лечение наркозависимым больным!

Пора лозунгу «Sex, Drugs & Rock N’ Roll» противопоставить занятие спортом, укреплять имидж здорового образа жизни, заниматься воспитанием молодёжи!

Пора восстановить в школе, предмет по получению первичных правовых знаний.

Необходимо развивать у молодежи интеллигентность, духовно возрождать нашу нацию, нравственность, патриотизм.

Но вернемся, к нашим суровым реалиям.

Людям, употребляющим наркотические вещества, проблематично без квалифицированных адвокатов, специализирующихся на статьях 228 и 228.1 УК РФ, выйти из сложной ситуации с минимальными потерями, так как работа государственного механизма, направленного на борьбу с хранением, употреблением и сбытом наркотических веществ является репрессивной и беспощадной.

Рекомендуем, внимательно подбирать себе защитника, который сможет вам эффективно помочь!

Интервью записала адвокат Юлия Синицина, Урало-Сибирская коллегия адвокатов.