Президент России В.В. Путин внес в Думу законопроект «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», отменяющий установленный п. 1 ст. 140 УПК РФ порядок возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2* УК РФ.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента.

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

В настоящий момент, в соответствии со ст. 140 п. 1 п.п. 1.1 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2* УК РФ служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, п.3. ст. 108 НК РФ,   является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Если налогоплательщик не уплатил суммы недоимки, достаточные для возбуждения уголовного дела  в течение 2- х месяцев  со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), налоговые органы направляют  материалы  в следственные органы,  для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Данные нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства не способствовали эффективному  раскрытию налоговых преступлений, так как организация – налогоплательщик имеет законное право на многоэтапное обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе и арбитражном суде.

При наличии   налогового юриста, апелляционное обжалование акта налоговой проверки иногда было весьма успешным и  суммы недоимки, штрафов, пени таяли «как масло на солнце», а  к руководителю организации уже не могло быть никаких претензий со стороны правоохранительных органов.

Сей печальный факт не способствовал повышению раскрываемости экономических преступлений и затруднял эффективность и самодостаточность работы Следственного комитета.

Как  пояснил наш Президент: «Проектом федерального закона «0 признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» устанавливается общий порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198 — 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, что обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение».

Иными словами все возвращается к тому, что возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям можно будет на основании материалов, полученных правоохранительными органами на общих основаниях, не дожидаясь налоговой проверки, а это серьезно изменит ситуацию с уголовной ответственностью руководителей.

Общеизвестно, что когда налоговый орган проводит выездную налоговую проверку,  на предприятии начинается нервный мандраж, руководители нередко не знают, что делать: «бросить» компанию, подделать и придумать в срочном порядке «первичку», вариантов много, но все они уже не работают.

Поэтому, если правоохранительные органы приходят с проверкой экономической деятельности организации, как  вне налоговой проверки, так и совместно с налоговыми инспекторами, без помощи адвокатов Урало-Сибирской коллегии адвокатов, специализирующихся на  делах по экономическим и налоговым преступлениям разрешить ситуацию практически невозможно.

Адвокаты УСКА имеют большой опыт в представлении интересов налогоплательщиков и РЕАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ бизнеса и предпринимателей, как в процессе налоговых проверок,  так и при возбуждении уголовного дела.

__

С уважением, И.А. Иголкина, адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов