IgolkinaВ соответствии с п.5 ст. 100 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а так же с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта  проверки, вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту проверки в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Сразу акцентирую Ваше внимание на том, что срок представления письменных возражений – 15 рабочих дней со дня получения акта проверки. Срок начинает течь на следующий день, после получения акта проверки и заканчивается в 24 часа последнего дня срока.

Возражения, составляем в произвольной форме, но я бы рекомендовала придерживаться следующих правил:

 указываем наименование, адрес налогового органа; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика; номер и дату акта проверки; сроки проведения проверки; сроки приостановления и возобновления проверки; перечень должностных лиц налоговых органов проводивших проверку; факты, выводы и предложения проверяющих, а затем свои возражения на тот пункт акта, с которым Вы не согласны.

Возражения в 2-х экземплярах представляем в налоговый орган, проводивший выездную налоговую проверку.

После того, как Вы определились с датой представления возражений на акт проверки, необходимо внимательно изучить все факты нарушения налогового законодательства и доказательства, приведенные налоговыми инспекторами в обосновании данных нарушений.

Все возражения налогоплательщика по акту проверки можно условно разделить на четыре группы:

  1. Возражения, касающиеся реально незаконных претензий налоговых органов к налогоплательщику;
  2. Возражения, касающиеся фактов, выводов и предложений налоговых органов, изложенных в акте налоговой проверки;
  3. Возражения, касающиеся вопросов  оформления налоговым органом результатов налогового контроля: протоколов осмотра, допроса свидетеля, истребования документов, выемки, экспертизы;
  4. Возражения, касающиеся процессуальных моментов и сроков проведения проверки:

— уведомления налогоплательщика о проведении налоговой  проверки и сроках проведения налоговой проверки;

—  присутствия налогоплательщика на рассмотрении материалов налоговой проверки и при проведении мероприятий налогового контроля;

— состава проверяющих лиц налоговой инспекции, указанных в акте налоговой инспекции и состава комиссии, выносящей решение;

— права налогоплательщика на ознакомление с материалами дела до вынесения решения по итогам проверки;

— права налогоплательщика заявлять свои возражения до момента вынесения решения налоговой проверки.

Следует помнить, что акт проверки – это еще не решение о привлечении к ответственности, а представление возражений – это право налогоплательщика, а не обязанность.

Поэтому, если Вы не уложились в 15 —  дневный срок, но Вам есть, что сказать налоговому инспектору, у Вас есть право представить свои устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если общаться с налоговой комиссией нет ни времени, ни желания, можно игнорировать данное мероприятие и, получив на руки решение, сразу обжаловать его в вышестоящий налоговый орган.

Тем более, что если налогоплательщик, должным образом уведомленный, не явится на рассмотрение материалов дела, то налоговый орган рассмотрит материалы дела без его участия, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Если налогоплательщика не поставят в известность о времени и месте проведения рассмотрения акта выездной налоговой проверки, то   в соответствии с п. 14. ст. 101, Налогового Кодекса РФ,   нарушение существенных условий  процедуры рассмотрения акта проверки, является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.

При анализе акта проверки очень важно сразу продумать всю линию защиты, определить все свои сильные и слабые стороны в представлении возражений, и поэтапно  представлять  их налоговому органу, вышестоящему налоговому органу или Арбитражному суду.

В первую очередь, следует акцентировать свое внимание на тех претензиях налогового органа, которые Вы считаете реально незаконными, необоснованными или ошибочными и можете их опровергнуть, обосновав свои возражения законодательно и приложив оправдательные документы в свою защиту.

Так, например, если налоговый инспектор при анализе первичной документации сделал ошибочный  вывод, что расходы налогоплательщика документально не подтверждены, а на самом деле проанализировал не относящийся к делу  документ, следует написать об этом факте в жалобе   и приложить всю первичную документацию, обосновывающую Вашу  правоту.

Или, другой пример, налогоплательщику предъявили штрафные санкции   за не сдачу декларации по уплате страховых взносов ЕСН, ПФР. Пришлось в возражениях на акт проверки не согласиться с налоговыми органами и приложить к ним копию квитанции об отправке деклараций почтой с описью вложения и копиями платежных документов, подтверждающих оплату налогов.

Второй блок возражений касается, чаще всего, нарушений, выявленных налоговой инспекцией в ходе проверки налогоплательщика.

 Например:

— п.1 ст. 247, п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ: завышение расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, с участием «фирм-однодневок» (недостоверные сведения в первичных документах, расходы документально не подтверждены, отсутствие реальных хозяйственных операций на приобретение товаров, работ, услуг);

— п. 2 ст. 169, п.п. 1,2 ст. 171, п. 1, ст. 172 Налогового Кодекса РФ: завышение налоговых вычетов по причине неправомерного принятия к учету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, полученным от «проблемных контрагентов». Первичные документы подписаны неустановленными лицами, содержат недостоверные сведения, реальность сделок не подтверждена и т.д.

Я бы рекомендовала налогоплательщику отстаивать свою правоту  в налоговом органе только в случае, если Вы уверены, что Ваш контрагент, действительно существующая организация, а сделки, совершенные с его участием  действительно носили реальный характер, и Вы можете реально подтвердить данный факт.

Но даже, когда  кажется, что «все пропало и выхода нет», следует детально проработать документы, представленные налоговым органом в акте проверки и полученные в результате проведения мероприятий налогового контроля: протоколы осмотра помещений и территорий налогоплательщика, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов.

В соответствии  п.14, ст. 101, п. 12 статьи 101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться существенные и  иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Кроме того, протоколы допроса, протоколы осмотра, заключение эксперта, полученные с нарушением закона, признаются в Арбитражном суде ненадлежащими доказательствами.

Однако, я бы не рекомендовала представлять доказательства, посвященные только процессуальным моментам осуществления налогового контроля в налоговой инспекции, так как налоговый орган вправе вынести  решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового Кодекса РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Таким образом, когда дело дойдет до обжалования решения в Арбитражном суде на руках у налоговиков будет сильная доказательственная база, процессуальные ошибки будут исправлены и Ваши шансы, выиграть «налоговую войну» будут резко снижены.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю).

При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

В  настоящее время, в свете тенденций досудебного урегулирования налоговых споров, налоговый орган предлагает налогоплательщику пойти на заключение соглашения с налоговой инспекцией.

В чем оно заключается?

Если налогоплательщик согласен с решением налогового органа о привлечении его к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, но не согласен с суммой штрафа,  то налоговый орган в соответствии со статьей 112 Налогового Кодекса РФ, вправе учесть   обстоятельства, смягчающие ответственность, т.е уменьшить сумму штрафа минимум в два раза, при представлении налогоплательщиком необходимых документов.

Нужно заметить, что раньше штрафы на основании данной статьи Налогового Кодекса РФ, по заявлению налогоплательщиков, снижали исключительно Арбитражные суды.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Однако снижение сумм штрафов, не влечет за собой освобождение от налоговой ответственности как таковой, и учитывается судом или налоговым органом при применении налоговых санкций.

Поэтому, если у налогоплательщика «среднего» уровня нет денежных средств, которые он мог бы направить на погашение задолженности по налоговым долгам, то  факт снижения сумм штрафов для него ничего не меняет.

На практике, чаще всего налогоплательщики предпочитают придерживаться установленной Налоговым Кодексом РФ процедуры обжалования решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе и Арбитражном суде, и лишний раз встречаться с представителями налогового органа не желают,  хотя, как говорится:  «Каждому – свое!».

В связи с тем, что налоговый орган проводит проверку за три года деятельности организации, акт выездной налоговой проверки  по объему листов и информации представляет небольшую диссертацию.

Поэтому, если Вам за короткий промежуток времени, установленный законом, тяжело представить обоснованные возражения в налоговый орган, вышестоящий налоговый орган, Арбитражный Суд самостоятельно, целесообразно будет привлечь к данной работе квалифицированного адвоката в области налогообложения.

С уважением,

И.А. Иголкина, адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов.