В двадцать первом веке насилие в школе набирает все более угрожающие масштабы. Гражданам России порой невольно приходится задумываться о том, что происходит в общеобразовательных учреждениях.
Уровень подготовки и развития у всех детей разный, не говоря уж об их воспитании. Дети ведут себя точно так, как принято вести себя в их семье. Ребенок зачастую, в точности копирует поведение своих родителей. Всем известна поговорка:«Яблоко от яблони недалеко падает». И если взрослый человек, не получил должного воспитания в семье, школе, ВУЗе, деформирована его личность и несет негативную ауру, то зачастую и их дети которых они воспитывают, к большому сожалению, растут такие же ограниченные и невоспитанные должным образом. Зачастую такие дети не только мешают получению образования другим школьникам, но и морально оскорбляют, унижают и избивают их.
При этом надо учесть, что не каждый взрослый человек сможет постоять за себя, не говоря уж о маленьком ранимом ребенке и здесь, конечно же, помощь взрослых — необходима.
Школа — это первое учреждение на пути человека, где он может столкнуться с коллективным насилием. Никто, кроме родителей, кровно заинтересованных в разрешении проблем, не защитит своих детей. Подростку порой очень тяжело самостоятельно разрешать данные конфликты, зачастую они кажутся, на первый взгляд, пустяковыми, но для ребенка это может быть целой проблемой, и как следствие негативно повлиять на его еще неокрепшую психику. Не у всех детей тесные взаимоотношения с родителями, такие чтобы ребенок самостоятельно рассказал маме и папе обо всех ситуациях, которые с ним происходят.
Недоверие ребенка зависит от множества причин: непонимание со стороны родителей, постоянное отсутствие на работе, негативный настрой против родителей со стороны сверстников, боязнь…
Необходим присмотр за детьми его родителями, ребенок, порой сам не осознавая того, показывает своим поведением, что у него что-то случилось в жизни. Это может быть первая любовь, «стрелка» за школой, оскорбления в его сторону. У ребенка нарушается сон, аппетит, он загружен определенными мыслями.
Родители просто обязаны поддержать своего ребенка, какими же способами это возможно сделать?
Во-первых, необходимо выяснить причины конфликта и в зависимости от этого действовать дальше. Мы становимся жертвами тогда, когда мы позволяем себе становиться жертвами. Лидеры всегда атакуют слабых, тихих и нерешимых людей.
Сядьте наедине с ребенком и попытайтесь решить проблему самостоятельно, обоюдными усилиями, со своим ребенком. Если же это невозможно и все пути самостоятельного урегулирования конфликтной ситуации, исчерпаны, используйте иные, в том числе и правовые методы урегулирования конфликтной ситуации.
Во-вторых, если разрешить негативную ситуацию с ребенком, не представляется возможным, необходимо обращаться к руководству школы: классному руководителю, директору школы, завучу.
Если же и данные обращение не принесли реальной помощи для вашего ребенка, то последняя стадия — это обращение к органам государственной власти, в полицию, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка. Необходимо бить тревогу!
В-третьих, учитывая информатизацию населения, эффективно на наш взгляд — обращение в сеть интернет, открытое обсуждение возникших проблем. При этом надо учитывать, что не допускается оскорбления, указание точных персональных данных детей, их адрес места жительства, телефоны и прочая информация, которая может повредить ребенку. В тоже время, «читая между строк», заинтересованные лица вполне могут вынося на суд общественности, а не замалчивая происшедшее — решать важные для ребенка — проблемы!
В-четвертых, и это самый последний вариант, это обращение в правоохранительные органы, прокуратуру, суд и принудительное воздействие как на неблагополучного ребенка, так и на его родителей.
Недавно к адвокатам обратился Виктор, многократный чемпион Европы и России. Мужчина сообщил о том, что его дочь Юля, которая учится в 7 классе школы, подвергается насилию со стороны своего одноклассника Александра. При этом администрация учебного заведения бездействует, несмотря на неоднократные обращения за помощью отца девочки.
Папа Юлии предпринял всевозможные меры: подал заявление в полицию, по факты которого был вынесены несколько отказных материалов в возбуждении уголовного дела, по не достижению обидчиком возраста уголовной ответственности ребенка, написал заявление уполномоченному по правам ребенка, подал жалобу в прокуратуру для того, что бы отстоять интересы своей дочери и только после того, как Виктор разместил правдивую информацию в сети интернет, Александр прекратил насильственные действия к его несовершеннолетней дочери.
Отец обидчика, недовольный тем, что «проказы» его несовершеннолетнего отпрыска, который избивал девочку стали известны ВСЕМ, вместо того, чтобы урегулировать конфликт и остановить противоправные действия своего ребенка, обратился в Октябрьский районный суд города Екатеринбурга и Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга и пытался в судебном порядке оспорить выложенную неизвестными лицами на популярном интернет-ресурсе E1.RU информацию о происшедших незаконных деяниях своего ребенка, взыскать денежную компенсацию за по его мнению причиненный «моральный вред» в отношении своего отпрыска.
Истец проиграл все суды, не доказав авторства ответчика в размещении информации на E1.RU. Напротив, ответчик аргументировано доказал в судах, что моральное издевательство и физическое насилие в отношении его дочери было и информация выложенная неизвестными на популярном сайте — соответствует действительности и мальчишка, действительно издевался над школьницей!
Зло было побеждено, правда восторжествовала.
Апелляционными определениями Свердловского областного суда, решения районных судов вступили в силу.
До сего дня, законодательно не урегулированы вопросы привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности и лишь недавно, Министерство образования России на сайте разместило проект приказа об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности.
Согласно проекта, к учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
-замечание;
-выговор;
-отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность.
Проектом установлено, что в случае признания учащегося виновным в совершении дисциплинарного проступка, выносится взыскание в виде выговора или отчисления из образовательной организации, при достижении учащимся пятнадцати лет.
Не известно, когда будет Минобрнауки России примет этот приказ, но то, что он НЕОБХОДИМ, знают практически все преподаватели, школьники и их родители!
Насилие в школе – не допустимо!
—
С уважением,
адвокат Упоров И.Н., президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов,
записано, Кристина Русакова, помощник адвоката УСКА.