PanasenkoДумаю, что все практикующие юристы сталкивались с ситуацией, когда предприятие-должник оказывалось банкротом, далее следовала изнурительная процедура банкротства, которая в результате не приводила к получению долга в полном объеме или же делала получение долга совсем не возможным.

Прежде всего, следует оговориться, что закон о банкротстве предусматривает своим постулатом, что должник не способный удовлетворить все требования всех кредиторов в полном объеме, обязан сделать это пропорционально своим возможностям и обязательно всем кредиторам сразу (одновременно). Иное просто не допустимо.

 Именно на это нацелены и меры (последствия) введения наблюдения, процедур финансового оздоровления или внешнего управления, и тем более процедуры конкурсного производства.

Однако, вопреки вышеуказанному закону, представители бизнеса, не говоря уже об обычных гражданах не в полной мере осознающих правовые реалии и последствия банкротства, всё чаще используют отдельные механизмы процедур банкротства исключительно в корыстных и исключительно в своих целях.

Итак, согласно статьи № Федерального закона №157-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом в качестве лиц и органов, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, названы должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Данное правило основано на общей норме ст. 224 АПК РФ, предусматривающей, что с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

В пункте 3 данной статьи устанавливалось, что заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных названным Законом. Это правило актуально и для комментируемого Закона — в п. 1 его ст. 183.19 предусмотрено, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом наряду с лицами, указанными в комментируемой статье, обладают временная администрация и контрольный орган.

Пункт 2 статьи определяет, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения предусматривалось, что такое право возникает по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

При применении рассматриваемого правила в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. № 60 арбитражным судам предписано иметь в виду, что для возбуждения производства по делу о банкротстве требования, подтвержденные решением третейского суда, принимаются во внимание только в том случае, если имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения.

В пункте 2 статьи 8 Закона также определен момент, с которого право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам. В отношении данного правила в п. 5 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. № 60 даны следующие разъяснения:

в случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается). По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты вступления в силу соответствующего решения суда;

на основании абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством РФ.

На данной стадии кредитору (либо его представителю) целесообразно принять участие в заседании арбитражного суда с целью изучения всех необходимых условий для введения процедур банкротства. Так как лишь наличие, либо отсутствие всех необходимых условий позволит определить истинные мотивы обращения должника (кредиторов) в суд с подобным заявлением. На помощь в данном случае может прийти норма статьи 10 Гражданского кодекса РФ, позволяющая признавать действия заявителя «злоупотреблением правом» на обращение в суд с требованием о признании должника банкротом, поскольку крайне часто заявитель в судебном заседании заявляет напрямую свои  истинные желания, ничуть не понимая, что указывает на свою правовую и процессуальную «недобросовестность». Полагаю разумным, указывать арбитражным судам на необходимость использования нормы ст. 10 ГК РФ в совокупности с п. 3 ст. 48 и абз. 5 п.1 ст. 57 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применительно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в целях прекращения производства по делу о банкротстве при выявлении несоответствия истинных причин обращения заявителя заявленным требованиям «признать должника банкротом».
Если же арбитражным судом в отношении предприятия-должника все же введена процедура банкротства необходимо активизировать свои действия с целью контроля за исполнением арбитражным управляющем возложенных на него обязанностей.
В соответствии со ст. 24 Закона арбитражный управляющий обязан:
1. Анализировать финансовое состояние должника (цель такого анализа — ответ на вопрос о возможности восстановления платежеспособности).
2. Анализировать финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках (это необходимо для ответа на вопрос о применении определенной процедуры и конкретных мероприятий в рамках этой процедуры).
Глава 4 Закона устанавливает что цель наблюдения применяемого к должнику – сохранение его имущества, осуществления анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов, проведения первого собрания кредиторов. Эти цели служат достижению самой важной цели — определить дальнейшую судьбу должника и соответственно выбрать процедуру, применяемую к нему в рамках конкурсного процесса (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).
В целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом проводится анализ финансового состояния должника.
Статья 129 Закона обязывает также конкурсного управляющего проводить финансовый анализ.
Финансовый анализ при банкротстве предприятия проводится на основании следующих нормативных актов:
Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
Постановление Правительства РФ №257 от 29.05.04 «Об обеспечении интересов РФ в деле о банкротстве…»;
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. №367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» финансовый анализ предприятия-банкрота проводится на основании:
а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
В соответствии с законодательством, финансовый анализ состояния должника проводится с целью:
а) расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника;
б) нахождения причины утраты платежеспособности;
в) анализа активов и пассивов должника;
г) выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
д) формирования вывода о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
е) формирования вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
ж) формирования вывода о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования.
Анализ финансового состояния проводится на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, данные которых могут быть скорректированы в соответствии с дополнительно полученной информацией (Отчеты оценщиков, информация приложений к бухгалтерскому балансу и др.).
На основе полученных в процессе анализа финансового состояния предприятия-банкрота данных делается вывод о том, сможет ли предприятие покрыть судебные издержки связанные с проведением процедуры банкротства.
Именно данные выводы необходимо проанализировать для себя, чтобы оценить возможность взыскать свой долг с банкрота, а также проконтролировать арбитражного (конкурсного) управляющего для избежания возможности не включения либо исключения какой-либо информации в отчет управляющего.
Грамотно занятая активная позиция позволит добиться реального взыскания долга с банкрота, а в этом поможет квалифицированная юридическая помощь, оказанная адвокатом. В дальнейшем мы еще вернемся к механизмам взыскания долга в рамках процедуры банкротства предприятия-должника на стадии конкурсного производства.

С уважением, адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов С.В. Панасенко.