Инструкция по применению ст. ст. 100-102, 139-141 Налогового Кодекса РФ.
Всем предпринимателям, существующим на рынке более трех лет, известны горестные моменты в их жизни, когда налоговый инспектор составляет справку о проведенной выездной налоговой проверке в их организации.
(форма справки утверждена Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).
Это означает, что вслед за справкой, подтверждающей факт проведения выездной налоговой проверки организации, последует более серьезный и основательный документ, именуемый «Акт выездной налоговой проверки».
Срок составления Акта – 2 месяца с даты составления справки о результатах выездной проверки.
Сразу необходимо отметить, что форма акта утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@, и
данный документ составляется в обязательном порядке, независимо от того были ли обнаружены проверкой налоговые правонарушения или Ваша организация является образцовой для налогового инспектора.
Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
Срок вручения Акта — в течение 5 дней с даты его составления.
Акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Срок письменных возражений налогоплательщика по акту – 15 дней со дня получения акта проверки.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Письменные возражения налогоплательщика являются его правом, а не обязанностью.
Непредставление в указанный срок письменных возражений не лишает права налогоплательщика давать свои объяснения уже на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Срок для рассмотрения письменных возражений налогоплательщика налоговым органом – 10 дней начиная с даты истечения последнего срока для представления возражений, данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем налогового органа, его заместителем, проводившем налоговую проверку, в присутствии проверяемого лица или его представителя. Порядок рассмотрения подробно изложен в ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении или об отказе от привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок для вручения требования об уплате недоимки по налогу, пени, штрафных санкций – 10 дней начиная с даты вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Срок для вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафных санкций – не позднее 2-х месяцев после истечения срока, указанного в требовании.
Срок для направления в банк поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика – 1 месяц со дня принятия решения о взыскании без его согласия.
Делаем выводы:
По своему содержанию данный этап отличается повышенной ответственностью со стороны налоговых органов с точки зрения соблюдения процессуальных действий и повышенной внимательностью со стороны проверяемого лица к актам и другим документам.
Внимательно читаем акт проверки и сверяем его с требованиями, указанными в форме акта!
При нарушении налоговыми органами процессуальных действий и сроков, установленных НК РФ, в случае обжалования решения налогового органа налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде есть шанс выиграть дело.
Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
- 1. В вышестоящем налоговом органе.
Подача и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган ст. 139,140 НК РФ.
Срок подачи жалобы:
три месяца, со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Пропущенный по уважительной причине срок, (прилагаем документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока подачи жалобы) может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по заявлению заинтересованного лица.
Срок рассмотрения жалобы:
До одного месяца со дня получения жалобы.
Срок сообщения решения по жалобе:
В течение 3- х дней со дня принятия решения.
Последствия подачи жалобы:
Не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия налогового органа.
Исключение:
Если обжалуемый акт или действие не соответствуют законодательству РФ, налоговый орган (руководитель налогового органа, принявший акт или вышестоящий налоговый орган) вправе приостановить полностью или частично исполнение обжалуемого акта или действия.
- 2. В вышестоящем налоговом органе в порядке апелляционного обжалования решений налоговых органов, не вступивших в законную силу, вынесенных по результатам налоговых проверок. Ст. 101, п. 9 и ст. 101,2 НК РФ.
Срок подачи жалобы:
В течение 10 дней со дня вручения решения налогового органа, не вступившего в законную силу.
Обжалованное решение вступает в силу немедленно после утверждения вышестоящим налоговым органом.
Куда подаем жалобу:
Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3-х дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Последствия пропуска срока для обжалования решения:
Решение, не обжалованное в апелляционном порядке, вступает в силу по истечении 10 дней.
Пропуск срока для обжалования решения налогового органа не препятствует его рассмотрению в обычном порядке.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Ст. 139 НК РФ.
Правильно составляем жалобу:
наименование налогового органа, должностное положение, фамилия, имя, отчество должностного лица, которому она адресуется;
наименование (фамилия, имя, отчество и статус), адрес заявителя жалобы;
акт, который обжалуется, заголовок с указанием объекта жалобы;
основания жалобы: факты нарушений, обстоятельства и мотивы, вызвавшие необходимость защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя;
содержание требования налогоплательщика.
- 3. Судебное обжалование решений налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют решения налоговых органов путем подачи искового заявления в Арбитражный суд, в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их законных прав и интересов. (ФЗ № 95-ФЗ от 24.07.2002 г. АПК РФ, ст. 198, п. 4);
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обжалуют неправомерность действий государственных органов и должностных лиц, путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.
В суды могут направляться исковые заявления с требованиями:
- о признании недействительным полностью или частично решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки, пеней, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество;
- о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в безакцептном порядке сумм недоимки (пеней, штрафов) со счета налогоплательщика;
- о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании этого лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;
- о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия (например, произвести зачет суммы переплаты по налогу в счет погашения другого налогового обязательства того же налогоплательщика);
- о возврате из бюджета необоснованно списанных в безакцептном порядке сумм недоимки (пеней);
- о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц и сотрудников);
- о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации, права на личную, семейную тайну) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;
- жалобы физических лиц о признании недостоверной или предъявленной с нарушением закона официальной информации, представленной налоговому органу экспертом (ст. 95 НК РФ), а равно иными органами, учреждениями, организациями и лицами;
- об отмене обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;
- об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесении по нему нового решения.
- 4. Судебные споры, возникающие по инициативе налоговых органов.
Налоговые органы обращаются в арбитражные суды с заявлениями о взыскании налога, сбора, пени и штрафных санкций с организаций (ст. 46 НК РФ).
В ситуации несогласия организации с требованиями налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, пени, привлечения ее к налоговой ответственности и взыскания с нее штрафных санкций организация вправе защитить свои права, возражая против требований налогового органа посредством:
- опровержения требований, изложенных в первоначальном заявлении, предъявленном налоговым органом (представление отзыва с опровержением доводов налогового органа о правомерности взыскания сумм налогов, сборов, пени, о привлечении к ответственности);
- подачи в арбитражный суд встречного заявления к налоговому органу, обратившемуся в суд, о признании незаконным решения этого налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности.
Делаем выводы:
Получив на руки документ: акт выездной налоговой проверки, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения внимательно изучаем каждый документ, составленный налоговым органом: процессуальные ошибки налоговиков, а также несоответствие содержания документа законодательству РФ – преимущество налогоплательщика и повод для обжалования.
Соблюдаем процессуальные сроки подачи жалоб, исковых заявлений:
- в случае пропуска срока подачи жалобы без уважительной причины, налоговый орган вправе оставить ВАШУ ЖАЛОБУ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ;
- в случае пропуска срока подачи искового заявления, арбитражный суд может восстановить пропущенный срок при наличии уважительной причины.
В соответствии со ст. 108 НК РФ, действует принцип презумпции невиновности налогоплательщика, т.е. бремя доказательства вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения лежит на налоговом органе, а неустранимые сомнения виновности налогоплательщика толкуются пользу последнего.
Однако, на практике, только привлечение квалифицированных специалистов в области налогового права, гарантирует положительно — профессиональный результат.
—
С уважением,
адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов И.А. Иголкина.
Очень актуальная и важная статья нашего адвоката.
Для любого предприятия — выездная налоговая проверка ИФНС и последующий за ним АКТ, зачастую блокирует нормальную деятельность предприятия, так как к взысканию зачастую представляются не миллионы, а десятки и сотни миллионов рублей, по мнению налоговых органов — не уплаченных и соответственно, штрафы, пени по взыскиваемым суммам!
Что делать в этой ситуации?
Как мне представляется, обратиться к адвокатам, специализирующимся в налоговом праве и которые реально могут помочь в разрешении проблемы!
Мы не гарантируем решения всех ваших проблем, но зачастую благодаря усилиям наших адвокатов, суммы взыскиваемые с предприятий налоговыми инспекциями — резко уменьшались, штрафы и пени — «худели».
Эффект как в таких случаях говорят, был виден невооруженным взглядом!
—
С уважением,
адвокат Упоров И.Н., президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов.