IgolkinaИнструкция по применению ст. ст. 100-102, 139-141 Налогового Кодекса  РФ.

Всем предпринимателям, существующим на рынке более трех лет, известны горестные моменты в их жизни, когда налоговый инспектор составляет справку о проведенной выездной налоговой проверке в их организации.

(форма справки утверждена Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Это означает, что вслед за справкой, подтверждающей факт проведения выездной налоговой проверки организации, последует более серьезный и основательный документ, именуемый  «Акт выездной налоговой проверки».

Срок составления Акта – 2 месяца с даты составления справки о результатах выездной проверки.

Сразу необходимо отметить, что  форма акта утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@, и

 данный документ составляется в обязательном порядке, независимо от того были ли обнаружены проверкой налоговые правонарушения или Ваша организация является образцовой для налогового инспектора.

 Акт подписывается лицами, проводившими  проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Срок вручения Акта  —   в течение 5 дней  с  даты его составления.

Акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Срок письменных возражений налогоплательщика по акту – 15 дней со дня получения акта проверки.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения налогоплательщика являются его правом, а не обязанностью.

Непредставление в указанный срок письменных возражений не лишает права налогоплательщика давать свои объяснения уже на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

Срок для  рассмотрения письменных возражений налогоплательщика налоговым органом – 10 дней начиная с даты истечения последнего срока для представления возражений, данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем налогового органа, его заместителем, проводившем налоговую проверку, в присутствии проверяемого лица или его представителя. Порядок рассмотрения подробно изложен в ст. 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении или об отказе от  привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок для вручения требования об уплате недоимки по налогу, пени, штрафных санкций – 10 дней начиная с даты вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок для вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафных санкций – не позднее 2-х месяцев после истечения срока, указанного в требовании.

Срок для направления в банк поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика – 1 месяц со дня принятия решения о взыскании без его согласия.

Делаем выводы:

По своему содержанию данный этап отличается повышенной ответственностью со стороны налоговых органов с точки зрения соблюдения процессуальных действий и повышенной внимательностью со стороны проверяемого лица к актам и другим документам.

Внимательно читаем акт проверки и сверяем его с требованиями, указанными в форме акта!

При нарушении налоговыми органами процессуальных действий и сроков, установленных НК РФ, в случае обжалования решения налогового органа налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде есть шанс выиграть дело.

Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

  1. 1.      В вышестоящем налоговом органе.

Подача и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган ст. 139,140 НК РФ.

Срок подачи жалобы: 

три месяца, со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Пропущенный по уважительной причине срок, (прилагаем документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока подачи жалобы) может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по заявлению заинтересованного лица.

  Срок рассмотрения жалобы:

До одного месяца со дня получения жалобы.

Срок сообщения решения по жалобе:

В течение 3- х дней со дня принятия решения.

Последствия подачи жалобы:

Не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия налогового органа.

Исключение:

Если обжалуемый акт или действие не соответствуют законодательству РФ, налоговый орган (руководитель налогового органа, принявший акт или вышестоящий налоговый орган) вправе приостановить полностью или частично исполнение обжалуемого акта или действия.

  1. 2.      В вышестоящем налоговом органе в порядке апелляционного обжалования решений налоговых органов, не вступивших в законную силу, вынесенных по результатам налоговых проверок. Ст. 101, п. 9 и ст. 101,2 НК РФ.

Срок подачи жалобы:

В течение 10 дней со дня вручения решения налогового органа, не вступившего в законную силу.

Обжалованное решение вступает в силу немедленно после утверждения вышестоящим налоговым органом.

Куда подаем жалобу:

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3-х дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Последствия пропуска срока для обжалования решения:

Решение, не обжалованное в апелляционном порядке, вступает в силу по истечении 10 дней.

Пропуск срока для обжалования решения налогового органа не препятствует его рассмотрению в обычном порядке.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Ст. 139 НК РФ.

Правильно составляем жалобу:

наименование налогового органа, должностное положение, фамилия, имя, отчество должностного лица, которому она адресуется;

наименование (фамилия, имя, отчество и статус), адрес заявителя жалобы;

акт, который обжалуется, заголовок с указанием объекта жалобы;

основания жалобы: факты нарушений, обстоятельства и мотивы, вызвавшие необходимость защиты нарушенных прав и законных интересов заявителя;

содержание требования налогоплательщика.

  1. 3.       Судебное обжалование решений налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обжалуют решения налоговых органов путем подачи искового заявления в Арбитражный суд,  в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их законных прав и интересов. (ФЗ № 95-ФЗ от 24.07.2002 г. АПК РФ, ст. 198, п. 4);

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обжалуют неправомерность действий государственных органов и должностных лиц, путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.

В суды могут направляться исковые заявления с требованиями:

  • о признании недействительным полностью или частично  решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки, пеней, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество;
  • о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в безакцептном порядке сумм недоимки (пеней, штрафов) со счета налогоплательщика;
  • о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании этого лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;
  • о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия (например, произвести зачет суммы переплаты по налогу в счет погашения другого налогового обязательства того же налогоплательщика);
  • о возврате из бюджета необоснованно списанных в безакцептном порядке сумм недоимки (пеней);
  • о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц и сотрудников);
  • о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации, права на личную, семейную тайну) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;
  • жалобы физических лиц о признании недостоверной или предъявленной с нарушением закона официальной информации, представленной налоговому органу экспертом (ст. 95 НК РФ), а равно иными органами, учреждениями, организациями и лицами;
  • об отмене обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;
  • об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесении по нему нового решения.

  1. 4.      Судебные споры, возникающие по инициативе налоговых органов.

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды с заявлениями о взыскании налога, сбора, пени и штрафных санкций с организаций (ст. 46 НК РФ).

В ситуации несогласия организации с требованиями налогового органа о взыскании сумм налогов, сборов, пени, привлечения ее к налоговой ответственности и взыскания с нее штрафных санкций организация вправе защитить свои права, возражая против требований налогового органа посредством:

  • опровержения требований, изложенных в первоначальном заявлении, предъявленном налоговым органом (представление отзыва с опровержением доводов налогового органа о правомерности взыскания сумм налогов, сборов, пени, о привлечении к ответственности);
  • подачи в арбитражный суд встречного заявления к налоговому органу, обратившемуся в суд, о признании незаконным решения этого налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности.

Делаем выводы:

Получив на руки документ: акт выездной налоговой проверки,  решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  внимательно изучаем каждый документ, составленный налоговым органом: процессуальные ошибки налоговиков, а также несоответствие содержания документа законодательству РФ – преимущество налогоплательщика и повод для обжалования.

Соблюдаем процессуальные сроки подачи жалоб, исковых заявлений:

  • в случае пропуска срока подачи жалобы без уважительной причины, налоговый орган вправе оставить ВАШУ ЖАЛОБУ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ;
  • в случае пропуска срока подачи искового заявления, арбитражный суд может восстановить пропущенный срок при наличии уважительной причины.

 В соответствии со ст. 108 НК РФ, действует принцип презумпции невиновности налогоплательщика, т.е.  бремя доказательства вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения лежит на налоговом органе, а неустранимые сомнения виновности налогоплательщика толкуются пользу последнего.

Однако, на практике,   только привлечение квалифицированных специалистов в области налогового права, гарантирует положительно — профессиональный результат.

С уважением,

адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов И.А. Иголкина.