С приходом зимы автомобилисты вынуждены привыкать к климатическим условиям и, как следствие, к отвратительной работе дорожных служб, для которых зима приходит столь же неожиданно.
Города засыпает снег, который быстро превращает дорожное покрытие в сплошную корку льда.
К адвокатам УСКА обращаются граждане с проблемой взыскания материального ущерба в результате ДТП, происшедшего по причине «отвратительного» состояния дорожного покрытия.
В данной статье мы расскажем о том, как оформляется ДТП, а также дадим несколько полезных советов участникам аварий.
Итак, согласно положениям п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, «дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
В п. 2.5 Правил дорожного движения РФ, регламентирующем действия водителей после ДТП, указано:
«При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
…освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
сообщить о случившемся в милицию…».
Правила дорожного движения РФ (п. 7.2) предусматривают установку знака аварийной остановки на расстоянии «не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м – вне населенных пунктов». Однако при дорожно-транспортном происшествии знак аварийной остановки правильнее будет установить на расстоянии 1 — 2 метра от начала следов, имеющих отношение к данному событию, с целью их сохранения, поскольку до прибытия сотрудников ГИБДД они могут быть утрачены или искажены при наезде на них другими транспортными средствами либо в результате воздействия на них других лиц. В случае выпадения осадков рекомендуется укрывать от них следы (торможения, осыпи грунта и т. д.) с помощью подручных средств, например полиэтиленовой пленкой, кусками ткани, ветошью, бумагой и т. п.
В п. 2.6 Правил дорожного движения РФ, регламентирующем действия водителей после ДТП, указано: «если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия». Кроме того, правила ОСАГО требуют от участников происшествия составлять схему в извещении о ДТП, впоследствии представляемом в страховую компанию.
Каждый участник ДТП должен знать: все обстоятельства аварии должны быть четко и скрупулезно зафиксированы — от этого впоследствии будет зависеть очень многое. Если ДТП не повлекло за собой тяжких последствий, то должны быть составлены следующие документы:
— схема ДТП;
— описание механических повреждений, полученных транспортными средствами в результате ДТП;
— объяснения участников и очевидцев (свидетелей) ДТП;
— извещение о ДТП;
— протокол об административном правонарушении, копия которого немедленно после составления вручается под расписку виновному и потерпевшему.
Если же ДТП повлекло серьезные последствия (например, тяжелые травмы либо гибель людей, большой материальный ущерб и т. п.), то составляются следующие документы:
справка о ДТП;
протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта;
схема ДТП (на бумаге-миллиметровке);
акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения участников ДТП;
объяснения причастных к ДТП водителей, а также показания свидетелей;
извещение о ДТП.
Очень желательно до приезда сотрудников ГИБДД самостоятельно найти свидетелей ДТП и записать их Ф.И.О и координаты; при необходимости можно пообещать им, что вы компенсируете им все расходы, связанные с участием в рассмотрении ДТП (явки в ГИБДД, суд и др.). Эти сведения нужно сохранить, а прибывшим на место сотрудникам ГИБДД передать копию списка.
Если вы, будучи неопытным водителем, попали в ДТП, то желательно позвонить своему более опытному другу, знакомому, родственнику, адвокату и попросить его как можно скорее прибыть на место происшествия.
В частности, адвокат поможет быстрее сориентироваться в непривычной обстановке, не совершить сгоряча какой-нибудь необдуманный поступок, проследить за законностью процесса оформления ДТП; кроме этого, даже простое присутствие такого человека окажет вам существенную моральную поддержку. Будет очень хорошо, если он приедет до прибытия наряда ГИБДД. Это позволит ему эффективно помочь и выступить на вашей стороне.
Следует внимательно прочитать записи инспектора в протоколе, а также составленную им схему происшествия, и если вы с чем-то не согласны, то необходимо все свои замечания письменно отразить в протоколе. Кроме этого, необходимо обратить внимание на перечисленные ниже факторы, и если какой-то из них мог повлиять на ситуацию, при которой возникло ДТП, то это также нужно записать в протокол.
Состояние дорожного покрытия. В частности, если дорожное покрытие имеет дефекты (ямы, выбоины, трещины, наледь, сугробы снега и т. п.), то желательно замерить их параметры (длину, глубину, ширину) и занести в протокол. Если размеры дефектов превышают предельно допустимую величину (предельно допустимые размеры дефектов дорожного покрытия определяются ГОСТом Р50597-93«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), то ответственность за совершенное дорожно-транспортное происшествие может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы.
В указанном выше ГОСТе довольно четко описано требуемое состояние трасс. По этому документу (п. 3.1.2) провалы, ямы, выбоины и т.п., чьи размеры превышают допустимые нормы (а это длина не более 15 см., ширина не более 60 см. и глубина не более 5 см.) должны быть не только огорожены, но и обозначены дорожными знаками. Вне населенного пункта такие знаки должны дублироваться, а в условиях недостаточной видимости обозначаться сигнальными огнями. Проезжая часть дорог и улиц, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют от 4 до 6 часов (п. 3.1.6).
Наличие и состояние дорожного оборудования, а также технических средств и приспособлений организации дорожного движения: светофоры, дорожная разметка, знаки дорожного движения, и др., а также порядок их расположения (место, высота и др.). Не исключено, что ДТП произошло, например, по причине неисправного светофора. Если какой-то дорожный знак либо линия разметки не соответствуют законодательно установленному виду (например, неправильное цветовое оформление), то в данном случае ответственность за ДТП можно разделить с дорожной службой, которая установила этот знак или нанесла разметку, и ГИБДД, которое должно контролировать состояние технических средств организации дорожного движения.
Не стоит забывать, что при необходимости можно настоять на проведении дополнительных мероприятий, которые могут помочь установлению истинной картины происшествия. В первую очередь к ним относятся: определение видимости на дороге и наличия на ней тех либо иных препятствий, и проведение контрольного торможения транспортного средства. Если есть фотоаппарат или видеокамера (например, в мобильном телефоне), то рекомендуется провести фото- или видеосъемку места дорожно-транспортного происшествия, положения транспортных средств после аварии, пострадавших лиц.
Следует учитывать, что в протоколе обязательно должны присутствовать данные о свидетелях ДТП, ведь нередко виновник происшествия определяется именно на основании показаний свидетелей. В качестве свидетелей могут выступать любые лица, являющиеся очевидцами событий, в том числе даже друзья, знакомые и близкие родственники участников ДТП. Согласно ст. 25.6 КоАП свидетелем может быть любой гражданин, которому могут быть известны обстоятельства по делу. Пассажиры могут быть свидетелями даже в том случае, если они родственники, сослуживцы, друзья. Обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры провалов, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков и тщательно задокументируйте это.
В настоящее время многие фиксируют вещную обстановку на месте происшествия с помощью видео- и фотосъемки. Такие дополнительные источники информации, конечно, важны, но по ним все-таки нельзя воссоздать объективную картину ДТП, поскольку определить по ним фактические величины следов и расстояний практически невозможно.
Что делать, если сотрудники ГИБДД отказываются документировать ДТП, случившиеся из-за халатности дорожных служб? Ведь полицейские могут сказать: «Попал в яму – сам виноват, медленней надо ездить. Они могут аргументировать такие слова пунктом 10.1 Правил дорожного движения, в котором указано: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, и при этом учитывать дорожные условия».
В этом случае ваш контрдовод такой. Статья 2 закона РФ «О полиции» гласит, что одна из задач милиции – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; оказание помощи гражданам в защите их прав и законных интересов. Получается, инспектор вместо того, чтобы защищать права, напротив, их нарушил, не зафиксировав причиненный вред. Вдобавок ко всему Кодекс об административных правонарушениях РФ обязывает инспекторов ГИБДД рассматривать все представленные доказательства.
Говорить об этом полицейским следует вежливо и предельно корректно, стараясь донести свое желание добиться правды «мирными средствами», и добавить, что, к сожалению, будете ВЫНУЖДЕНЫ подать жалобу по инстанции в вышестоящие органы для защиты своих прав. Вряд ли сотрудники ГИБДД захотят себе осложнений и неприятностей.
Кроме сотрудника ГИБДД, нужно вызвать представителей дорожной службы, обслуживающих данный кусок дороги. Нельзя перемещать автомобиль с места ДТП, напротив – надо принять все возможные меры по сохранению доказательств ДТП. Сфотографируйте место происшествия, причину ДТП – участок дороги и сам поврежденный автомобиль.
Располагая всеми бумагами – это справка о ДТП, протокол осмотра места происшествия, заключение независимого эксперта о причиненном вреде, вы обязаны вызвать ответчика на составление калькуляции, телеграммой или письмом с уведомлением. Если ответчик не местный, то известить о калькуляции его должны не менее чем за шесть дней, местного — за три, а вот являться или нет – это его дело.
Если инспектор ГИБДД отказал Вам в оформлении ДТП по вине дорожников, и ваши доводы не произвели на него впечатления, запишите его фамилию, имя, звание и, кроме жалобы его вышестоящему руководству, обращайтесь в прокуратуру с аналогичной жалобой. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников.
Допустим, дорожники не идут на мировую. Согласно ст. 1064 ГК РФ, если в ДТП нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред подлежит возмещению в полном объеме и без каких-либо ограничений лицом или организацией, причинившей этот вред. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего.
Давайте подведем итоги.
Наличие всех необходимых документов, качественно составленных и отражающих полную картину происшедшего, являются половиной успеха в деле о взыскании материального ущерба с виновных служб. Таким образом, автолюбитель, «железный конь» которого пострадал, может требовать возмещения материального и даже морального вреда.
Имея все эти документы, можно предложить противной стороне пойти на досудебное решение вопроса путем заключения мирового соглашения.
Дорожники прекрасно понимают, на чьей стороне правда, и для вас это, между нами говоря, будет оптимальным выходом из создавшейся ситуации, так как никому не интересно длительное судебное разбирательство. Разумеется, необходимо грамотно оформить все документы, взглянув на которые дорожники могут предвидеть исход и минимизировать свои будущие потери. Ведь на проигравших относят и судебные расходы. А вот в случае отказа необходимо подготовиться к длительным слушаниям в суде, всякого рода зацепкам, опровержениям и затягиваниям.
В подобной ситуации квалифицированная помощь адвоката будет просто незаменима.
Удачи на дорогах и отстаивайте свои права!
—
Адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов С.В. Панасенко.
Всем читать!
Великолепная статья нашего адвоката позволит эффективно отстоять ваши интересы в случае совершения дорожно-транспортного происшествия.
Адвокаты нашей коллегии профессионально и эффективно помогут вам в защите ваших интересов в полиции, дознании, предварительном следствии, суде.
—
С уважением,
президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоров И.Н.