Login

Lost your password?
Don't have an account? Sign Up

Один в поле не воин? Может ли ИФНС привлекать полицию к выездной налоговой проверке?

IgolkinaПравовые основания налоговой инспекции для привлечения полиции к участию в выездных  налоговых проверках.

В настоящее время бизнесмены сталкиваются с привлечением полиции при осуществлении мероприятий налогового контроля, в виде налоговых выездных проверок.

Сама по себе выездная налоговая проверка не сулит руководителю бизнеса ничего приятного, а порой и ставит под угрозу само существование бизнеса, а привлечение органов полиции и вовсе выводит ситуацию из- под контроля.

Однако, кто предупрежден – тот вооружен! Постараемся осветить правовые основания налоговой инспекции для привлечения полиции к участию в выездных налоговых проверках.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового Кодекса РФ, п. 28 ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», привлечение полиции к участию в выездной налоговой проверке осуществляется на основании запроса руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Предупреждать налогоплательщика о совместной организации выездной налоговой проверки никто не обязан.

Однако, существует Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347, согласно которой налоговые органы могут привлекать полицию при организации и проведении выездных налоговых проверок в случаях, если:

—  необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;

— выездная проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции (п. 2, ст. 36 Налогового Кодекса РФ);

— необходима помощь полицейского в проведении  мероприятий налогового контроля: выемка документов, проведение осмотра помещения или здания, проведение исследования и т.д);

— необходима помощь полицейских в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала, так и в процессе проведения выездной проверки. При этом Вам должно быть представлено на ознакомление решение о проведении проверки с изменениями, в части, касающейся состава контролеров.

Особенность совместных выездных проверок налоговых инспекторов и сотрудников полиции в том, что полицейские вправе пользоваться всеми методами контроля, которые предоставлены им ФЗ «О полиции», а так же ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты все меры по сбору доказательств.

На этапе сбора доказательств налоговыми органами часто проводятся следующие мероприятия:

— проведение опроса сотрудников налогоплательщика и его контрагентов, в том числе и бывших (очень популярная у налоговых органов мера);

— запрос сведений о контрагентах;

— осмотр территории и помещения, используемых налогоплательщиком, а также документов и предметов;

— истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;

— истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц,

— проведение других мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

К материалам проверки могут быть приобщены документы, информация, предоставленные полицией.

Часто в ходе проведения осмотра и выемки налоговый инспектор использует видео-, аудио-, копировальную технику, что позволяет осуществлять полную фиксацию всего процесса проведения проверки, в том числе и действий налогоплательщика, направленных на воспрепятствование доступу налоговых органов в помещение, на сокрытие документов и предметов.

Если налогоплательщик или его представитель попробуют помешать проведению мероприятий налогового контроля, в отношении данных лиц может быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 19.4. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Данная статья КоАП РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица в виде наложения административного штрафа: на граждан – в размере от 500 – 1000 рублей; на должностных лиц – в размере от 2000 – 4000 рублей; на юридических лиц – от 5000 -10000 рублей.

В случае установления факта воспрепятствования налоговых органов на территорию налогоплательщика, сотрудниками налоговых органов будет  составлен АКТ на основании п.3 ст. 91 Налогового Кодекса РФ, когда возможно начисление налогов расчетным путем.

Кроме того, на должностных лиц налагается административный штраф в размере 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

Однако Федеральная Налоговая Служба  России в Письме от 24.08.2012 г. « АС-4-2/14007 «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках»,  выделило три случая обязательного привлечения сотрудников полиции к выездной налоговой проверке:
1.    при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении  НДС либо акциза (зачета  или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на НДС, акциза к возмещению;
2.    при выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, ст. 198-199.2 Уголовного Кодекса РФ, в том числе:
если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонения от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки: «миграция» организации, смена учредителей, директора, реорганизация, ликвидация организации и т.д.;
при обнаружении в ходе проведения проверки наличия в цепочке приобретения товаров и услуг «фирм-однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей, руководителей, зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;
3.    при выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства, ст. 196 Уголовного Кодекса РФ.
После проведения проверки с участием полиции, налоговые инспекторы составляют три Акта (для налогоплательщика, для полиции и для налоговой инспекции).

Акт выездной налоговой проверки должен быть вручен  налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с момента его составления. Он должен быть подписан всеми проверяющими, кроме оперативников, которые работали телохранителями и участвовали в проведении следственных действий.

Налогоплательщик имеет право обжаловать данный документ в течение 15 дней рабочих дней после его получения в общем порядке.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Документ вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка и направляется в 3-х дневный срок с момента вступления в законную силу в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.
Конечно, проведение совместных мероприятий налоговых органов и полиции позволяет многократно усилить эффективность выездной налоговой проверки, в том числе и за счет психологического давления на руководителей и, особенно, на сотрудников организации.
В связи с вышеизложенным, становится актуальной тема привлечения Адвоката, представляющего интересы налогоплательщика, специалиста в области налогов и права, способного профессионально представлять интересы налогоплательщика в досудебном урегулировании спора, а также на всех последующих этапах.

С уважением,

адвокат   Урало-Сибирской коллегии адвокатов И.А. Иголкина.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

*
*