Не так давно, юрист Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области (УСКА) Казанцев В.И. представлял интересы заявителя в Уставном Суде Свердловской области.
Заявительница, в период с 05.06.1983 по 12.12.1991 год была избрана и работала председателем исполкома станционного Совета народных депутатов.

В соответствии с Указом Президента РСФСР правопреемником исполкома станционного сельского совета народных депутатов стала Администрация станционного сельсовета, поэтому с 12.12.1991 года по 27.08.1994  работала главой Администрация станционного сельсовета.

Заявительница обратилась в Администрацию Шалинского городского округа о назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, за счёт средств местного бюджета.

В назначении пенсии ей было отказано  на том основании, что она не была признана лицом, замещавшим должность муниципальной службы.

Согласно п. 1 Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа» утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года  №  394 данным Положением регулируются отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Согласно п.  10 Положения, право на получение пенсии за выслугу лиц, имеют только граждане, замещавшие должность муниципальной службы Шалинского городского округа. При этом не учтены права лиц, выполнявших аналогичные обязанности в местных органах власти с момента вступления в силу Конституции РФ.

Вместе с тем, деятельность местных органов власти, действовавших до разделения публичной власти на государственную власть и местное самоуправление, а, следовательно, и деятельность работавших в них граждан, были в той же мере, как и деятельность органов местного самоуправления, направлены на решение вопросов местного значения в целях обеспечения жизнедеятельности местного населения. Следовательно, деятельность граждан, обеспечивавших работу этих органов, имела то же функциональное назначение, что и деятельность муниципальных служащих. В равной степени данная деятельность являлась профессиональной деятельностью граждан, осуществляемой на постоянной основе на основании заключения трудового договора (контракта) (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской     Федерации»).

Таким образом, по мнению заявителя, данные лица принадлежат к одной категории граждан.

Определение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, и условий реализации данного права является полномочием законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Реализуя свое право на правовое регулирование органы местного самоуправления должны руководствоваться, статьей 2 Устава Свердловской области , гарантирующей защиту и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и статьей 110 гарантирующей защиты прав человека и гражданина в сферах социальной защиты населения, в том числе в сфере пенсионного обеспечения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регулируя условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, необходимо соблюдать конституционные принципы справедливости и равенства, гарантирующие защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означающие, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть сущностно взаимообусловлены.

Так же Конституционный суд указывал, что различия в периодах работы не могут быть отнесены к объективным и разумным оправданиям различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории. (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П).

В постановлении от 14 сентября 2011 года Уставный Суд Свердловской области указал, что возможность лишения прав граждан, относящихся к одной категории (муниципальным служащим), на получение дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет без объективных и имеющих разумное оправдание причин противоречит конституционным принципам справедливости и равенства. Считаем, что закрепленное в п. 1 и 10  оспариваемого акта установление льгот в зависимости от периода осуществления должностных обязанностей нарушает принцип равенства граждан перед законом и  ограничивает право граждан на социальное обеспечение, гарантированное статьями 2 и 110 Устава Свердловской области.

Разделение публичной власти на государственную и муниципальную произошло с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации 25 декабря 1993 года и органы местного самоуправления перестали входить в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации является актом прямого действия, следовательно, после ее вступления в силу происходило лишь реформирование уже учрежденной системы местного самоуправления.

В Уставе Свердловской области, вступившем в силу 17 декабря 1994 года, предусматривалась «служба в органах местного самоуправления» (пункт 2 статьи 35, пункт 5 статьи 91).

В Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было дано определение муниципальной службы как «профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий» (статья 1).

Следовательно, поступление на муниципальную службу конкретного гражданина связано с занятием им соответствующей должности в органах местного самоуправления.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил, что «муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)» (статья 2).

Так же в соответствии с пунктом 1 данное положение разработано на основании устава муниципального образования городской округ Красноуфимск.

Однако  для Шалинского городского округа необходимо указание именно устава этого округа.

В связи с этим, указание в пункте 1 Положения, что в основу этого муниципального нормативного правового акта положен Устав муниципального образования городского округа Красноуфимск, а не Устав Шалинского городского округа, нарушает права жителей Шалинского городского округа на осуществление местного самоуправления на основе устава, разработанного и принятого при реализации жителями своего гарантированного права  на местное самоуправления, в связи с чем не соответствует Уставу Свердловской области, его статьям 10 и 88.

Таким образом, пункт 1 и 10 Положения содержат правовую неопределенность, допуская возможность лишения прав граждан, относящихся к одной категории (муниципальным служащим), на получение дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет без объективных и имеющих разумное оправдание причин, соответственно, противоречит конституционным принципам справедливости и равенства, а следовательно, не соответствует статьям 2 и 110 Устава Свердловской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 37-40, 83 Областного закона от 06.05.1997 N 29-03 «Об Уставном Суде Свердловской области»,

просим:

Признать не соответствующим   2, 10  и 110 Устава Свердловской области п. 1 и  10 Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа» утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года  № 394, в той мере, в какой они, устанавливая право на пенсию за  выслугу лет муниципальному служащему, не предусматривает такое же право для лиц, замещавших аналогичные должности после вступления в силу Конституции РФ.