Login

Lost your password?
Don't have an account? Sign Up
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов производится адвокатами УСКА.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов производится адвокатами УСКА.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов производится адвокатами УСКА.Проблема коррупционности на данное время, является одной из наболевших в нашей стране.

Нити коррупции пронзают практически все сфера общественных отношений.

По мнению Дмитрия Медведева: «Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».

Для решения проблемы коррупции необходимо системное проведение комплекса мероприятий, которые должны проводиться последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов.

Одним из самых уязвимых мест, которое может содействовать проявлению коррупции, является нормативные правовые акты — основа правовой системы Российской Федерации. Для недопущения коррупционной составляющей в нормативно-правовых актах применяется проведение антикоррупционной экспертизы

В последние годы особое внимание было уделено разработке российского антикоррупционного законодательства. В результате был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции), который установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Также Законом о противодействии коррупции закреплены основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В целях реализации положений Закона о противодействии коррупции в части проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон об антикоррупционной экспертизе). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты таких актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также содержащиеся в них нормы, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.

Соответственно, объектом антикоррупционной экспертизы выступают общественные отношения, на регулирование которых направлен исследуемый в целях выявления коррупциогенных факторов нормативный правовой акт или его проект.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), закрепленными Законом об антикоррупционной экспертизе, являются:

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
  • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
  • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;

3) органами, организациями, их должностными лицами.

Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц в ходе осуществления своих полномочий по вопросам, касающимся:

  • прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу:

  • проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;
  • проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы;
  • нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;
  • нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения.

Органы, организации, их должностные лица могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств (ч. 1 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе).

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой. Независимая экспертиза проводится в инициативном порядке за счет собственных средств.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в ЗАКЛЮЧЕНИИ.

В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Важно отметить, что проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов вносятся Президенту Российской Федерации или в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Причем государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которую осуществляет Минюст России, ведущий Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включает в себя, в частности, сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам такой экспертизы.

Об этом говорится в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы

Прокуратура российской Федерации, Минюст России, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика).

Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

  • устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
  • содержащие неопределенные, трудновыполнимые или  обременительные требования к гражданам и организациям.

К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

  • широта полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
  • определение компетенции «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
  • выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
  • чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
  • принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
  • заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
  • отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
  • отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права.

Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

  • наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
  • злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
  • юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустойчивых, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

  • в требовании об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • в заключении, составляемом по итогам антикоррупционной экспертизы, — при проведении указанной экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Существует мнение, что антикоррупционная экспертиза является лишним правовым институтом, однако это неверно.

Проведение данного вида экспертиз является необходимой составляющей для борьбы с постоянно растущим уровнем коррупции в нашей стране.

Независимая антикоррупционная экспертиза может служить доказательством и основанием для отмены или изменения не только федерального закона, но и актов органов местного самоуправления и должностных лиц.

Ежедневно миллионы граждан Российской Федерации сталкиваются с несправедливыми решениями должностных лиц или органов местного самоуправления, которые зачастую руководствуются в принятии своих решений коррупциогенными мотивами, будь то желание помочь своему родственнику или «набить» карман.

Если Вы считаете, что в отношении Вас принят коррупционный акт, то мы можем вам помочь.

Адвокаты Урало-Сибирской коллегии адвокатов являются аккредитованными Министерством Юстиции российской Федерации специалистами, и имеют право выступать в качестве независимых экспертов при проведении экспертизы на коррупциогенность.

Готовы оказать юридическую помощь подготовить Заключение о наличии/отсутствии признаков коррупциогенности в решениях должностных лиц, законах, актах органов местного самоуправления.


С уважением,
помощник адвоката Казанцев В.И.
Урало-Сибирская коллегия адвокатов Свердловской области.

Один комментарий

  1. Admin

    Прилагаем шаблон ЗАКЛЮЧЕНИЯ по наличию/отсутствии признаков коррупциогенности.
    Приложение
    к приказу Минюста РФ от 21 октября 2011 г. № 363
    Наименование федерального органа исполнительной власти,
    иного государственного органа,
    или организации, куда направляется заключение
    Заключение по результатам независимой
    антикоррупционной экспертизы,
    (указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица (последнее — при наличии))
    аккредитованного(ой) в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы норма-тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России
    от № , в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»*, пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза
    (реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
    Вариант 1:
    В представленном
    (реквизиты нормативного правового акта или
    проекта нормативного правового акта)
    коррупциогенные факторы не выявлены.
    Вариант 2:
    В представленном
    (реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
    выявлены коррупциогенные факторы.
    (отражаются все положения нормативного правового акта или проекта нормативного
    правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, с указанием
    его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев),
    и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики
    проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
    нормативных правовых актов, утвержденной постановлением
    Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96)
    В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается,
    (указывается способ устранения коррупциогенных факторов)
    (подпись) М. П. (для юридических лиц)
    (инициалы, фамилия)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*