В Урало-Сибирскую коллегию адвокатов обратилась Клиентка с просьбой осуществить раздел совместно нажитого в браке имущества, состоящего из квартиры, расположенной в Свердловской области, машины (иностранного производства) и Общества с ограниченной ответственностью (далее Общество), зарегистрированного в браке.

На момент обращения в коллегию брак Клиентки был уже расторгнут и взысканы алименты на содержание совместного несовершеннолетнего ребенка, которые бывший супруг не выплачивал формально по причине отсутствия официального трудоустройства, а реально просто из нежелания осуществлять финансовую помощь своему несовершеннолетнему ребенку.

После подачи искового заявления о разделе совместно нажитого имущества выяснилось, что бывший супруг Клиентки подал аналогичное исковое заявление в суд по месту нахождения квартиры, т.к. в соответствии со ст. 30 ГПК РФ споры о недвижимом имуществе относятся к исключительной подсудности того суда, на территории которого находятся.

Т.к. первоначальный иск Клиентки не содержал требования о разделе квартиры, соответственно он был подан в суд по месту жительства Ответчика (бывшего супруга), при выявлении факта того, что бывшим супругом было подано другое исковое заявление, оно соответственно было отозвано и к первоначальным требованиям бывшего супруга были предъявлены встречные исковые требования с просьбой о зачете государственной пошлины, уплаченной в первый суд.

Все требования бывших супругов сводились к тому, что каждый из них готов был отказаться в пользу другого от доли в квартире и от участия в ООО, но ни один из них не готов был отдать машину, таким образом, весь спор разгорелся именно из-за машины, т.к. квартира особой ценности для них не представляла в связи с тем, что находилась в 150 км от г. Екатеринбурга и фактически представляла собой частный дом на двух хозяев, по оценки БТИ стоимость которой составляла около 120 000 руб., что касается зарегистрированного в браке Общества, то бывший супруг Клиентки, предполагая, что на счетах Общества могут быть размещены значительные денежные средства (хотя на самом деле все счета были абсолютно нулевые, что и было доказано в суде), хотел получить в собственность их половину, но долю в указанном ООО он не просил.

Таким образом, в ходе судебных разбирательств разгорелся серьезный спор именно из-за машины, которая в тот момент находилась в пользовании бывшего мужа Клиентки.

При подаче встречного иска было подано ходатайство об обеспечении исковых требований, где просилось об аресте спорного автомобиля, а также о запрете его эксплуатации и управления бывшим супругом (далее Ответчик).

Данное ходатайство было полностью удовлетворено судом, Ответчику запретили эксплуатировать и управлять автомобилем. Вся сложность в данном случае заключалась в исполнении Определения суда о наложении ареста, т.к. ни Клиентка, ни её представитель не знали  где находилась машина по причине того, что она бала спрятана Ответчиком.

В результате проведенных розыскных мероприятий автомобиль удалось найти.

Особую благодарность здесь хотелось бы выразить сотрудникам службы судебных приставов, т.к. в результате их оперативных действий судебный акт был исполнен так, как положено по Закону, т.е. «немедленно», вся процедура от возбуждения исполнительного производства и до непосредственного ареста заняла один рабочий день.

В итоге машина была опечатана и отправлена эвакуатором (ключи от машины находились у бывшего супруга, т.к. он отказывался их передать вместе с документами) на специальную стоянку.

Отдельно хотелось бы остановиться на том факте, что судом была применена возможность отступления от начала равенства долей супругов в совместно нажитом имуществе.

Такую возможность предоставляет Семейный кодекс РФ, а именно ч. 2 ст. 39, в которой закреплено положение, что суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

В описываемом споре суд применил данное правило, т.к. представителем Клиентки был доказан факт того, что Ответчик уклонялся от уплаты алиментов на содержание общего несовершеннолетнего ребенка, не принимал участия в его воспитании, т.е. фактически уклонялся от исполнения обязанностей родителя по содержанию и воспитанию своих несовершеннолетних детей, которые закреплены в главе 12 Семейного кодекса РФ.

В ходе защиты имущественных прав Клиентки, а судебные разбирательства продолжались больше года, её представителем была проведена огромная работа, в которую также были вовлечены сотрудники Федеральной службы судебных приставов двух отделов, судом было произведено отступление от начала равенства долей супругов на нажитое в браке имущество, в результате чего спорный автомобиль остался в собственности Клиентки, а её бывший супруг лишился части своей доли в квартире, приобретенной в браке (вместо ½ доли ему стала принадлежать 1/3), ему отошло в собственность Общество, а также назначена денежная компенсация путем зачета взаимных требований в размере 19 408, 99руб.

С уажением,

адвокат Урало-Сибирской коллегии адвокатов Грязнова И.В.