В июне 20** года находясь в «столице Самотлора» в городе Нижневартовске на консультацию обратились родственники одного из подозреваемых в хищении нефти — К., на момент консультации  уже было возбуждено уголовное дело, и К.  находился в федеральном розыске.

После некоторых формальностей, было принято решение оказать данному человеку юридическую помощь по защите его интересов в уголовном деле.

Обратившись к следователю, расследующему данное уголовное дело, было установлено, что на автомобильной трассе Нижневартовск — Радужный сотрудниками ОУР ОВД по Нижневартовскому району в ходе проведения оперативных мероприятий совместно с  ДПС было задержано автотранспортное средство под управлением водителя А.Г., который был также задержан, а затем и арестован.

А.Г. рассказал следователю схему хищения нефти из продуктопровода, указал место хищения нефти и лиц, которые непосредственно с ним участвовали в хищении нефти, лица были опознаны А.Г. по фотографиям, в том числе был опознан уже мой подзащитный К., в связи с чем он был объявлен в федеральный розыск, как и остальные лица, участвовавшие в хищении нефти.

Кроме показаний А.В., виновность моего подзащитного К., со слов следователя, подтверждалась и  ауди-записями телефонных переговоров между А.В. и К., видеозаписями движения транспортного средства под управлением А.Г. по месторождениям нефти и газа, принадлежащим ОАО «ТВК-В», Управлению по компримированию газа ОАО «Снефтегаз»,  записи были произведены сотрудниками ОУР, в рамках проведения ОРМ.

В ходе осмотра места происшествия были изъяты образцы нефти с транспортного средства, управляемого А.Г., а также с продуктопровода, с которого А.Г. и другие лица совершили хищение нефти.

Да, ситуация из числа неприятных ….

Но самое интересное случилось в ию** 20** года, когда около 12.00 час. мне позвонили и сообщили, что сотрудниками ОУР ОВД по Нижневартовскому району задержан К. на Самотлорском месторождении, при хищении газового конденсата, с поличным.

Что с ним еще задержано несколько человек и транспортные средства, в которых находился газовый конденсат, что необходимо прибыть к следователю для проведения следственных действий с К. я направился в ОВД по Нижневартовскому району.

У следователя познакомился с К. побеседовал с ним и выяснил, что его и еще троих человек задержали на Самотлорском месторождении с поличным при хищении газового конденсата. В моем присутствии у К. изъяли обувь, для проведения судебной трассологической экспертизы.

А в это время остальные участники хищения газового конденсата уже написали явку с повинной, были допрошены в качестве подозреваемых, в содеянном раскаялись, поэтому в отношении них была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

 А К. с учетом ранее совершенного хищения нефти, был задержан на двое суток и помещен в ИВС. Кроме того, выяснилось, что К. не имел никакой регистрации на территории РФ, так как он выписался из г. Нижневартовска и нигде не зарегистрировался, имел только заграничный паспорт гражданина РФ.

На следующий день К. было предъявлено обвинение в хищении нефти и покушению на хищение газового конденсата, конечно же, при обстоятельствах задержания с поличным отрицать свою вину в покушении на хищении газового конденсата было не логично, тем более, что остальные «фигуранты» уже во всем сознались, поэтому К. по данному эпизоду свою вину признал полностью, а по факту хищения нефти вину не признал.

После предъявления обвинения мы ознакомились с постановлениями о назначении судебной химической экспертизы по нефти, изъятой с машины, под управлением А.Г. и нефтепровода, с заключением эксперта по данным нефтепродуктам, другими постановлениями о назначении судебной трассологической экспертизы по обуви, изъятой у К. и отпечатками обуви, изъятыми в ходе осмотра место происшествия, судебной  химической экспертизы по образцам газового конденсата, изъятым с машины и газопровода.

По окончанию следственных действий следователь пояснил, что с учетом личности К. будет принято решение об избрании в отношении К. меры пресечения в виде заключения под стражу,  суд был назначен на следующий день.

В данной ситуации, с учетом нахождения К. в федеральном розыске, отсутствии регистрации в РФ, совершении двух тяжких преступлений, думать о том, что суд примет какое- либо иное решение, чем содержание под стражей было не реально, поэтому я встретился с родственниками К. объяснил им ситуацию и пояснил, что в данной ситуации есть только одна возможность избежать ареста- избрание залога в сумме 500 000 рублей, что если есть согласие и понимание, то в суде возможно заявить ходатайство об избрании меры пресечения в виде залога, родственники согласились с залогом.

В  ходе судебного заседания доводы следователя и прокурора о том, что К. не имеет постоянного места жительства на территории РФ и находясь в федеральном розыске, вновь совершил покушение на хищение газового конденсата в составе группы лиц, суд посчитал достаточными для избрания К. меры пресечения в виде заключения под стражу, в залоге было отказано.

В ходе следствия еще трижды продлевался срок содержания К.  под стражей, однако из-за отсутствия регистрации, нахождении в федеральном розыске и совершении повторного хищения нефтепродуктов К. в изменении меры пресечения под залог было отказано.

Следователем была произведена очная ставка между К. и А.Г., в ходе которой последний дал показания, что он совместно с   К.  совершал хищение нефти…

После очной ставки следователь представил нам постановление об изъятии образцов голоса К. для проведения судебной фоноскопической экспертизы, мы решили отказаться, хотя реально понимали, что голос С.В. может быть записан в ИВС.

После данных следственных действий я встретился с родственниками К. разъяснил ситуацию, родственники попросили меня принять необходимые меры для того чтобы К. в суде был назначен условный срок.

Учитывая, что у К.  имелся малолетний ребенок, и что он впервые совершил преступление возможность условного срока имелась, но необходимо было погасить ущерб в хищении нефти в сумме 253 098,52 рублей, признать вину в хищении нефти и при ознакомлении с материалами уголовного дела избрать особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде, для этого необходимо было встретиться с адвокатами других «фигурантов», с представителем потерпевшего, разъяснить ситуацию следователю и самому К.

Все необходимые действия адвокатом были произведены, верное ли решение было принято защитником? Читайте приговор.

С уважением,

адвокат Ситдиков Рафаэль Зайнуллович, Урало-Сибирская коллегия адвокатов Свердловской области.