19 августа 2012 года на сайте Федеральной службы судебных приставов (далее ФССП) появилась новость: «В Челябинске судебные приставы впервые воспользовались своим правом опубликовать фото должника».
Пресс-служба УФССП России по Челябинской области излагает следующую историю.
В производстве у судебных приставов Челябинска с апреля 2012 года находится исполнительное производство по взысканию алиментов с гражданина К., который в соответствии с судебным приказом должник обязан ежемесячно перечислять в пользу своей бывшей супруги на содержание малолетней дочери алименты в твердой денежной сумме в размере 18444 рублей, начиная с октября 2011 года, с момента распада семьи.
На сегодняшний день его долг по алиментам составляет порядка 200 000 (двухсот) тысяч рублей.
Бывшая супруга К., узнав, что ФССП России имеет право публикации сведений о должниках в рамках исполнительного производства, обратилась к судебному приставу-исполнителю с просьбой предать гласности ее историю и передала для размещения в СМИ фото К.
Это первое в Управлении ФССП России по Челябинской области заявление взыскателя о размещении в СМИ фото должника.
ФССП ссылается на некое разъяснение Роскомнадзора, согласно которому: «Обработка и распространение персональных данных должников-граждан (в том числе, биометрических) возможно без их согласия, если это необходимо для своевременного и правильного исполнения требований исполнительных документов».
Однако текст этого «разъяснения» найти оказалось невозможным!
Давайте разберемся.
В Российской Федерации, нормативные акты делятся на нормативные правовые акты (законы РФ и законы субъектов России, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры ) и ненормативные правовые акты (не нормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).
Зарегистрированные нормативно-правовые акты (далее — НПА), подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента России и выкладываются на сайты, размещаются в правовых базах данных.
Внимательное изучение и поиск разъяснения Роскомнадзора в вышеуказанных источниках не привел к желаемому результату и юристы Урало-Сибирской коллегия адвокатов Свердловской области, сделали вывод, что данное письмо к НПА — не относится!
В нашем случае, текст письма, разъясняющего о возможности размещения фотографии должника, несомненно относится к ненормативному правовому акту.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.
Согласно пункта 15 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 04.05.2007 N 88, не подлежит представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты;
— персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
— действие которых исчерпывается однократным применением;
— срок действия которых истек;
— оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;
д) акты рекомендательного характера;
е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка России, устанавливающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
размер резервных требований;
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
прямые количественные ограничения;
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Иными словами говоря, в своем разъяснении Роскомнадзора на запрос представителей федеральной службы судебных приставов, на конкретно поставленный вопрос по конкретному человеку, они (Роскомнадзор) высказали свое МНЕНИЕ по данному вопросу.
Сегодня у этого госоргана одно мнение, завтра — второе, послезавтра — возможно и третье…
Считаем, что это МНЕНИЕ Роскомнадзора, не может быть использовано для размещения фотографий в сети Интернет — должников.
На сайте Роскомнадзора размещене небольшая статья датированная 03.08.2012 в которой сказано:
«Судебные приставы вправе публиковать фотографии должников, не исполняющих решение суда, без их согласия, такое заключение дал Роскомнадзор в ответ на обращение директора ФССП России Артура Парфенчикова.
Согласно федеральному закону от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон):, к биометрическим персональным данным /распространение которых запрещено без согласия самого человека/ относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, в том числе изображение человека /фотография и видеозапись/, на основании которых можно установить его личность, — привели заключение Роскомнадзора в УФССП. —
Обработка и распространение биометрических персональных данных без согласия человека может осуществляться, в частности, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов».
Давайте разберемся по существу вопроса: имеют или не имеют право приставы выкладывать информацию в том числе и фотографию лица должника в сети Интернет?
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Закона: Обработка персональных данных допускается, в случае если обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В статье 9 Закона приведены положения, из которых следует, что обработка персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 152-ФЗ, может осуществляться без согласия человека обработка данных которого проводится.
Так же согласно части 2 статьи 11 Закона обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов,
Давайте внимательно посмотрим на следующие обстоятельства.
Деятельность ФССП России регулируется Федеральным законом от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве).
ФССП России имеет право обрабатывать персональные данные при осуществлении ими функций, установленных частью 1 статьи 5 закона об исполнительном производстве, то есть  по принудительному исполнению судебных актов, в соответствии с которой вправе вести обработку персональных данных субъектов, являющихся должниками, при осуществлении исполнительного производства.
В связи с этим можно сделать вывод, что ФССП России осуществляет свою деятельность на основании поступивших к ним документально оформленных требований, перечень которых приведен в части 1 статьи 12 закона об исполнительном производстве; одним из таких документов, получивших наибольшее распространение, является исполнительный лист.
Форма и бланки исполнительных листов утверждаются Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2008 года №579 «О бланках исполнительных листов».
Кроме этого подпункт 5 части 1 статьи 13 также предусматривает требования к исполнительным документам закона об исполнительном производстве. В нем приведен перечень сведений о должнике, который должен содержаться в исполнительных документах. Данный перечень является исчерпывающим за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Перечень данных составляет: фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, дата и место рождения, место работы (если оно известно), а для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика. В приведенном выше перечне отсутствует такая единица информации, как фотография.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что коли фотография должника отсутствует, значит и невозможно выложить на сайт фото, которое получено в неустановленном законом порядком!
Что касается биометрических персональных данных, то ими является не любая фотография. Для того, чтобы фотографию можно было считать биометрической, она должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2006, в котором указаны требования к фотографиям такого типа, в частности сказано, что запись изображения лица является частью блока биометрических данных. Таким образом, фотографии отдельно от остального блока данных, перечень которых приведен в вышеуказанном ГОСТ, не являются биометрическими, и положения статьи 11 Закона на них не распространяются.
В соответствии с частью 11 статьи 65 закона об исполнительном производстве ФССП России вправе использовать для производства розыска должника-гражданина или ребенка на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. Однако следует отметить, что исходя из вышеуказанных перечней, при проведении розыска должника судебный пристав-исполнитель не вправе обрабатывать фотографии, которые не являются биометрическими и получены незаконным путем.
Таким образом, исходя из отсутствия в вышеуказанных перечнях такого элемента информации, как фотография, а также в связи с тем, что карточка с изображением отдельно от блока биометрических данных не является биометрическими персональными данными, ее обработка в соответствии с частью 11 статьи 65 закона об исполнительном производстве не допускается.
Также возникает вопрос в правомерности получения судебными приставами-исполнителями фотографий граждан, имеющих долговые обязательства, а также в правомерности предоставления права ФССП России на публикацию изображений граждан на различных информационных конструкциях органом по защите прав субъектов персональных данных, которым является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»
В первую очередь такая возможность должна использоваться судебными приставами в рамках розыскных дел в целях установления местонахождения должников-граждан. Их персональные данные, в том числе фотографии, по возможности будут размещаться на информационных щитах, баннерах, а также в средствах массовой информации и сети Интернет. В первую очередь это касается недобросовестных лиц, злостно уклоняющихся от исполнения требований судебных актов о взыскании алиментных платежей в пользу несовершеннолетних детей.
Так же возникает логичный вопрос, каковы основания для размещения фотографий должников?
Ведь как уже было сказано в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Обработка данных проводится для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению и действия судебных приставов, которые явно выходят за пределы их полномочий — не законны.
В нашей конкретной ситуации, которая была описана в самом начале статьи должник не скрывался, и ФССП имела представление о том, где он находится и какое материальное положение имеет и публикация/непубликация фотографии должника, не повлияет на увеличение зарплаты гражданина, который получает ежемесячно и которой едва хватает на покрытие ежедневных запросов.
В Российской Федерации живет порядка 146 миллионов человек! По данным Росстата на 1 сентября 2010 года задолженность физических лиц только по налогам составляет 789 млрд. рублей! 
Путем нехитрого расчета можно вычислить, что в среднем каждый россиянин должен государству или другому гражданину, около 5 400 рублей.
Предлагаю взвешенно и разумно, подходить к этому инструменту принуждения исполнения судебных решений.
Считаем, что судебные приставы возможно, допускают злоупотребление правом.
Готовы защитить нарушенные права должников, чьи фотографии были выложены в сети Интернет!

С уважением,
президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоров И.Н.,
помощник адвоката Казанцев В.И.