Эффективная работа помогла человеку!
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Но зачастую, гражданам приходится самим брать на себя обязанность защиты своих прав, если государство не справляется.
Как известно защитой нарушенных конституционных прав занимаются органы конституционной юстиции. К таковым относят Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии конституции РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование Конституции Российской Федерации и т.д.
Конституционные (уставные) суды субъектов в свою очередь, рассматривают вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также дают толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
К нам обратилась гражданка Российской Федерации, которой, Администрацией Шалинского городского округа было отказано, в назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
Заявительница длительное время (более 11 лет) работала председателем исполкома Вогульского-Станционного сельского Совета народных депутатов и главой Администрации Вогульского-Станционного сельского Совета.
На последнюю должность в органах местного самоуправления была назначена главой Администрации Шалинского района и с этой должности уволена на пенсию по старости. В назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему ей было отказано в связи с тем, что «заявительница на муниципальной службе не состояла».
Нами был подан запрос в Уставный суд Свердловской области о соответствии статье 2 и 110 Устава Свердловской области пункта 1 и 10 Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа» утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 27 декабря 2011 года № 394, в той мере, в какой они, устанавливая право на пенсию за выслугу лет муниципальному служащему, не предусматривает такое же право для лиц, замещавших аналогичные должности после вступления в силу Конституции РФ.
По нашему мнению вышеуказанное Положение о назначении и выплате пенсии не содержит указания на то, с какой даты следует исчислять сроки муниципальной службы, что приводит к неопределённости всего акта и нарушению конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Так же, пункт 1 и 10 Положения содержат правовую неопределенность, допуская возможность лишения прав граждан, относящихся к одной категории (муниципальным служащим), на получение дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет без объективных и имеющих разумное оправдание причин, соответственно, противоречит конституционным принципам справедливости и равенства. следовательно, не соответствует статьям 2 и 110 Устава Свердловской области.
Суд состоялся 30.05.2012. В нем приняли участие гражданка, обратившаяся в Уставный Суд, её представитель Казанцев Виталий Игоревич, представитель Думы Шалинского городского округа, представитель Главы Шалинского городского округа.
В ходе разбирательства судом было указано, что Положение о назначении и выплате пенсии не содержит указания на то, с какой даты следует исчислять сроки муниципальной службы, что приводит к неопределённости всего акта и нарушению конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, от 20 апреля 2009 года № 7-П и другие).
Однако применение Положения о назначении и выплате пенсии с учётом правовой позиции Уставного Суда Свердловской области о том, что сроки муниципальной службы применительно к пенсионным отношениям должны исчисляться со дня введения в действие Конституции Российской Федерации, то есть с 25 декабря 1993 года, обязательной для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежащей неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 8 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области»), преодолевает неопределённость и согласовывает оспариваемую норму с системой действующего правового регулирования.
Мнение представителя Главы Шалинского городского округа о том, что пенсия за выслугу лет заявительнице не может быть назначена, поскольку «должности, аналогичной той, которую она замещала, в настоящее время в муниципальном образовании не предусмотрено, следовательно, невозможно определить размер пенсии за выслугу лет», не учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П) и Уставного Суда Свердловской области (Постановление от 14 ноября 2011 года). Применительно к праву на пенсию за выслугу лет требуется определить, к какой категории относится лицо, замещавшее должность — муниципального служащего или муниципального должностного лица, поскольку других категорий Положение о назначении и выплате пенсии не предусматривает.
В пункте 10 Положения о назначении и выплате пенсии установлено дополнительное условие назначения и выплаты пенсии за выслугу лет – обязательный трёхлетний срок замещения должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением с муниципальной службы Шалинского городского округа. В ранее действовавших муниципальных правовых актах о назначении и выплате пенсий за выслугу лет такого условия не предусматривалось, следовательно, оно не может распространяться на лиц, приобретших право на такую пенсию до введения в действие этого условия, и не нарушает прав заявительницы, которая уволилась на пенсию по старости с должности главы Администрации Вогульского-Станционного сельского Совета в 1994 году.
В итоге Суд постановил признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 10 и 88, пункт 1 «Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа», утверждённого решением Думы Шалинского городского округа от 17 декабря 2011 года № 394 «Об утверждении Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Шалинского городского округа», в части указания на то, что данное Положение разработано на основе Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск.
Несмотря на то, что наш запрос был удовлетворен лишь частично, Уставный Суд Свердловской области дал необходимое заявительнице толковании нормы касающейся выплаты пенсии муниципальным служащим на территории Свердловской области, а так же указал Администрации Шалинского городского округа на неверное правоприменение данной нормы. Тем самым были защищены права заявительницы.
Стажер помощника адвоката, Урало-Сибирской коллегии адвокатов Казанцев В.И.
Поздравляем нашего молодого коллегу с первой победой в высокой судебной инстанции!
—
С уважением,
президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Упоров И.Н.