Некоммерческое партнерство из г. Салехарда, Ямало-Ненецкого автономного округа обратилось в Урало-Сибирскую коллегию адвокатов в связи с тем, что Управлением Роспотребнадзора по ЯНАО было возбуждено несколько административных дел в отношении данной организации, в том числе по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе подготовки к делу, представителем была проведена большая работа по изучению действующего законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовлен ряд документов, обосновывающих правовую позицию по делу.

В настоящее время, действующее санитарно-эпидемиологическое законодательство РФ предъявляет особые (специальные) требования для организации детского группового отдыха. Так, в соответствии с п. 2.1.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003г. № 31, организаторы детских коллективных поездок направляют информацию в центры гос.сан.эпид. надзора в субъектах РФ и на ж/д транспорте о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей по рекомендуемой форме не менее чем за трое суток до отправления.

Кроме этого, п. 2.1.9 указанного Постановления предусматривает особый порядок организации питания детских групп в пути следования по маршруту, а также специальную комплектацию (оснащение) вагонов, перевозящих детей.

Так, при нахождении в пути свыше одних суток, должно организовываться полноценное горячее питание детей в вагонах-ресторанах поездов, вагоны должны быть оснащены кондиционерами и биотуалетами.

Центром туризма «» в период с 04.01.2012г. по 10.01.2012г. была организована поездка в тур «В гости к Деду морозу» в г. Великий Устюг Вологодской обл. с предоставлением дополнительной услуги по приобретению железнодорожных билетов к месту начала тура и обратно, а также организации сопровождения детских групп взрослыми руководителями (сопровождающими) и медицинским работником.

Всего в начале января 2012г. в Великом Устюге одновременно отдыхало более 1000 детей из разных регионов России. Во время пребывания в туре у ряда детей и взрослых из нескольких субъектов РФ возникло заболевание (вероятно, вызванное кишечной инфекцией). На обратном пути, 09.01.2012г. с поезда, следовавшего из г. Котлас в г. Лабытнанги, в сопровождении одного взрослого было снято 7 детей с сопровождающим группы из г. Салехард Ямало-ненецкого автономного округа с предварительным на тот момент диагнозом — острая кишечная инфекция. Всего заболевших в г. Великий Устюг туристов из разных регионов России было в тот период несколько десятков.

10.01.2012г. в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО поступает Предварительное донесение о выявленных фактах отравления и снятии детей с поезда, на основании которого Управление Роспотребнадзора по ЯНАО 10.01.2012г. выносит Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки на срок 15 часов в период с 10.01 по 11.01.2012г. в указанном центре туризма, являющемся структурным подразделением Некоммерческого партнерства.

В рамках указанной проверки Управление РПН истребует ряд документов по данному туру: копии договоров с туристами, документы по оплате тура, копии договора с туроператором (Центр туризма являлся турагентом, продавая готовый туристический продукт) и пр. В последующем, 12.01.2012г. указанная проверка была прекращена.

По процедуре проведения проверки необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, проверка проведена с нарушением сроков, предусмотренных ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно ст. 13 указанного Закона, срок проверки должен составлять не более 15 часов в год для микропредприятий (теоретически, проверка должна была быть прекращена 11.01.2012г., как указано в Распоряжении, но Управление РПН выносит распоряжение о прекращении проведения проверки 12.01.2012г.), кроме этого, 12.01.2012г. Управление РПН выносит Определение о дополнительном истребовании сведений в рамках проводимой проверки, что также подтверждает нарушение сроков проведения поверки.

В соответствии со ст. 20 данного Закона, нарушение сроков проведения проверки является существенным нарушением процедуры проведения проверки, влекущим отмену принятых по результатам проверки решений (наложение штрафных санкций), а также делает документы, полученные в рамках такой проверки, ненадлежащими доказательствами, т.к. они получены с нарушением Закона.

Во-вторых, юридическому лицу не был предоставлен Акт о результатах проведения проверки, что также является существенным нарушением.

Отменив проверку 12.01.2012г. Управление РПН в этот же день возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Формальным поводом для чего послужило указанное выше Предварительное донесение от 10.01.2012г. В рамках расследования дела, 19.01.2012г. выносится Определение об истребовании сведений, которым повторно запрашиваются документы по туру «В гости к Деду Морозу», а также документы, подтверждающие организацию горячего питания в пути следования поезда и документы, подтверждающие своевременное информирование Управления РПН по ЯНАО и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей. Указанные документы были своевременно представлены в Управление РПН.

В период проведения административного расследования отделом санитарного надзора Управления РПН был допущен ряд процессуальных нарушений: при возбуждении расследования и составлении протокола об административном правонарушении не были соблюдены права юр. лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, внеплановая проверка, как указано выше, проведена с нарушением закона.

27.01.2012г., в соответствии с Протоколом об административном правонарушении, юридическое лицо признано виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических правил организации детского коллективного отдыха, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ.

По ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, дело было передано на рассмотрение в Салехардский городской суд.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.03.2012г. судья Салехардского городского суда ЯНАО прекратил производство по указанному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, Управление РПН по ЯНАО обжаловало его в суд Ямало-ненецкого автономного округа.

В жалобе было указано на то, что судом было допущено неверное толкование норм материального права, вывод основан на неполном выяснении существа правонарушения, оспариваются выводы суда относительно отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, а также указано, что организатор детского отдыха должен был согласовать с начальником поезда и директором вагон-ресторана обеспечение наличия вагона-ресторана в пути следования детей, уведомление о сроках отправки детей должно осуществляться по форме уведомления, а не иным способом.

В судебном заседании представитель Некоммерческого партнерства пояснила, что единственным основанием, согласно п. 4. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение судье является такое существенное нарушение норм процессуального права, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, доводы же Жалобы сводились к переоценке доказательств и несогласию административного органа с решением суда первой инстанции по материальным основаниям.

Судом второй инстанции установлено, что дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Окружной суд ЯНАО, проверив доводы Жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон Определением от 28.03.2012г. отказал Управлению РПН ЯНАО в удовлетворении жалобы и оставил в силе решение суда первой инстанции.