Вопрос о законности подготовки дипломных и курсовых работ, рефератов на заказ за плату в настоящий момент с точки зрения действующего законодательства является дискуссионным.
Решение указанной задачи имеет два значения. Первое – защита авторских прав авторов работ, второе – непосредственно влияет на качество образования в учебных заведениях.
В связи с переходом России к рыночным отношениям указная сфера не могла остаться вне внимания людей, преследующих цель заработать деньги используя как свои интеллектуальные ресурсы так и чужие, путем подготовки продажи подготовленных заранее имеющихся работ.
Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники, а они могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.
Основной характеристикой интеллектуальной собственности является то, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование, а так же то, что никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения.
Теоретики права утверждают, что любая правовая система содержит номы права, которые можно разделить по целям воздействия на общественные отношении на два основных вида: нормы регулятивные и охранительные.
Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Как нам известно, охранительная норма всегда является императивной.
Регулятивные нормы права, определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Регулятивные нормы, за редким исключением, не могут быть «размещены» в одной статье нормативного правового акта. Это, во-первых, связано со специализацией права; соответственно санкции этих норм помещены в иных нормативных актах; а во-вторых, в целях экономного расходования «нормативной энергии» (нормативного материала) законодатель нередко составляющие одной и той же нормы (например, условия, сроки действия данной нормы и пр.) помещает в других статьях одного и того же нормативного правового акта и даже в других нормативных актах.
Так вот, чтобы поставить вопрос о законности действий по использованию либо распространению чужих рефератов, курсовых либо дипломных работ, необходимо определится в понятиях указанных объектов.
Реферат — это письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.
Курсовая работа — задание, которое выполняется студентами высших учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.
Дипломная работа (проект) — самостоятельная творческая работа студентов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Перечень объектов интеллектуальной собственности дан в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), принятой в Стокгольме 14 июля 1967 года. Российская Федерация является участником данной конвенции. Объекты интеллектуальной собственности подразделяются на следующие виды: литературные, художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения; пресечение недобросовестной конкуренции.
Глава 4 действующего Гражданского кодекса является собранием регулятивных норм и ст. 1225 гласит, что результатами интеллектуальной деятельности являются произведения науки, литературы и искусства.
Статья 146.1 Уголовного Кодекса РФ устанавливает ответственность за присвоение авторства (плагиат) и незаконное использование объектов авторского права при условии причинения крупного ущерба либо совершения в крупном размере соответственно. Указанный состав преступления является материальным и для привлечения виновного лица к ответственности необходимы последствия.
Какие из вышеперечисленных объектов подпадают под правовой режим указанной статьи? Действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности на прямую не относит рефераты, курсовые и дипломные работы к объектам интеллектуальной собственности и как следствие законодатель не вводит в законодательные акты нормы ответственности. Исходя из указанных выше понятий можно сделать вывод, что только дипломная работа имеет признаки объекта интеллектуальной собственности, в связи с тем, что является творческой.
Могут ли указанные охранительные нормы содержаться только в законодательном акте как то уголовный либо административный кодекс. Могут ли локальные ненормативные акты, как-то уставы учебных заведений, содержать локальные нормы запрещающие использовать чужие труды? Безусловно да. Устав учебного заведения – это локальный нормативный акт в котором содержатся локальные нормы касающиеся деятельности конкретного учебного заведения. Таким образом, императивные нормы, построенные по формальному признаку, запрещающие использовать чужие рефераты, курсовые и дипломные работы, устанавливающие ответственность за их использование, включенные в устав учебного заведения, будут иметь прямое действие на недобросовестных учеников и студентов. Причем ответственность может имеет достаточно серьезный характер, в плоть до отчисления виновных лиц.
Таким образом, в настоящее время речь идёт больше о морально-этической составляющей обучения студентов ВУЗов, чем о законности действий дельцов от науки.
Если законом не урегулированы вопросы фактической «покупки» диплома недобросовестными студентами, следует обратить внимание на опыт ряда высших учебных заведений, которые своими внутренними документами, распоряжениями, постановлениями регулируют вопросы и устанавливают обязательные правила для обучающихся.
Зачастую, при установлении факта предоставления «списанных» с интернета или «купленных» у сомнительных фирм рефератов, курсовых, дипломов, ВУЗы имеют право наказывать недобросовестных студентов, вплоть до отчисления из высшего учебного заведения!
«Ведь на самом деле, вряд ли кто пойдёт лечить зубы к стоматологу, фактически «купивший» диплом!?»
С проблемами плагиата при сдаче рефератов борются во всём мире: в некоторых высших учебных заведениях за плагиат студентам грозит отчисление. Разрабатываются специальные программы, которые должны помочь преподавателям в выявлении скачанных из Интернета работ.
Интересен опыт американских коллег по данному вопросу. Исследование системы образования в юридических вузах показало следующее.
Обучение в юридических вузах США протекает под надзором внутреннего локального акта «Академического кодекса чести».
Данный кодекс пропагандирует академические и профессиональные возможности в условиях всеобщей уверенности, доверии и уважении личности каждого студента юридического вуза.
Студент юридического вуза США с клятвы при посвящении в студенты и непосредственно с первых дней обучения всеобще уважаемой науке юриспруденции непрекословно придерживается правил поведения, закрепленных в «Академическом кодексе чести».
В США считается, что выбрав юриспруденцию, студенты посвящают себя профессии, которая пропагандирует личную честность, ответственность, вежливость и уважение прав окружающих.
Конечно, ни какой гражданской или уголовной ответственности за нарушение данных человеческих качеств не предусмотрено.
Однако, американские студенты, преподаватели, и уже состоявшиеся юристы и адвокаты, своим профессиональным поведением подтверждают наивысшую степень владения данными качествами и сообщают о малейших нарушениях «Академического кодекса чести».
Данным нормам поведения должны непрекословно следовать и все аккредитованные юристы в США, и эти нормы детально прописаны в «Кодексе профессиональной ответственности», установленном Американской Коллегией адвокатов.
Сейчас на территории США большинство штатов требуют сдачи экзамена «Профессиональной ответственности юриста», что является одним из составляющих требований для получения права вступления в коллегию адвокатов штата.
В процессе обучения юриспруденции письменных работ студентам задается не так уж много. Крупных письменных работ, подобных нашим рефератам и курсовым может насчитываться не более одной работы в год.
И так как студенты обучаются юриспруденции всего три года на базе уже имеющейся степени бакалавра, от студентов может требоваться написание двух-трех крупных работ за весь процесс обучения.
Ответственность за несамостоятельное написание письменных работ предусматривается в «Академическом кодексе чести» каждого юридического вуза. Нарушение «академического кодекса чести» грозит расследованием, дисциплинарным разбирательством специально избранной дисциплинарной комиссии при каждом юридическом вузе, и в зависимости от степени нарушения, может повлечь предупреждение об отчислении или даже отчисление из вуза.
Сведения о нарушениях передаются в комиссии по аккредитации юристов, и такая безрассудная оплошность остается клеймом на всю жизнь: не честного студента и в другой вуз не зачислят, и не аккредитуют в дальнейшем правом занятия юридической деятельности.
Интересен и второй вариант коллег из США в борьбе с несамостоятельными письменными работами. Один из обязательных предметов учебной программы — «Юридическое исследование и письмо».
Студентов — будующих юристов обучают в течении двух семестров и правилам пользования юридическими поисковыми системами, и формам юридического письма, написанию исковых заявлений, а так же написанию научных исследований. Последнее, скорее всего и напоминает по своей форме наши курсовые и рефераты. И так как студентам задают написание данных работ поэтапно, после прохождения определенной темы техники написания исследования, и преподаватель проверяет работы также поэтапно, студентам приходится принимать непосредственно самостоятельное активное участие в написании всех письменных работ.
Подводя итог, отвечу на основной вопрос следующим образом.
Защита прав автора на работу может осуществляется исключительно самим автором, путем возбуждения гражданско-правовых методов, либо путем использования мер государственного принуждения.
Если учебные заведения преследуют цель повысить качество учебного процесса, то необходимо отметить, что указанные не являются правообладателями авторских прав, и таким образом только закрепление в локальные акты самого заведения соответствующих запрещающих норм, могут исправить сложившуюся в России ситуацию.
Деятельность по подготовке дипломных и курсовых работ, рефератов на заказ за плату является законной, пока автор работы не доказал обратное.
Использование чужих дипломных и курсовых работ, рефератов является также законно, если в устав учебного заведения не содержит запрет на такое использование.
Соавторы статьи:
адвокат Упоров И.Н.,
адвокат Ильченко Е.В.,
Natalia A. Nekrasova, L.L.M.(Temple University Beasley School of Law)