Login

Lost your password?
Don't have an account? Sign Up

Эффективная защита управляющей компании состоялась! Правда, восторжествовала.

В споре, вытекающем из административных правоотношений – о признании незаконными действий администрации одного из городских округов по проведению открытого конкурса по отбору Управляющей компании для управления многоквартирным домом – требовалось защитить интересы управляющей компании, добросовестно выигравшей конкурс, а также и администрации городского округа.
Дело выиграно полностью, в удовлетворении требований заявителя (управляющей компании, которая также претендовала на управление этим домом) отказано в полном объеме.

С уважением, Кожевина Елена Викторовна,  научный консультант Урало-Сибирской коллегии адвокатов Свердловской области.

One comment

  1. УСКА

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4, http://www.ekaterinburgarbitr.rue-mail:info@
    ekaterinburg.arbitr.ru
    Именем Российской Федерации
    РЕШЕНИЕ
    г. Екатеринбург
    __ декабря 2016 года Дело No /2016
    Резолютивная часть решения объявлена
    __ декабря 2016 года
    Полный текст решения изготовлен __ декабря 2016 года
    Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Э.К., рассмотрел дело No А60-/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А» (ИНН ) к Администрации С городского округа (ИНН ), о признании незаконным и действий при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «С» при участии в судебном заседании:
    от заявителя: О.В.Ц, представитель по доверенности от 10.03.2015, С.В.З., директор, приказ от 03.10.2013 No1,
    от заинтересованного лица: А.А.Х., представитель по доверенности от 17.11.2016 No05-10497,
    от третьего лица: Е.В.Кожевина, представитель по доверенности от 15.08.2016.
    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
    Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела. Других ходатайств и заявлений не поступило.
    Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А» (далее – заявитель, ООО «УК «А») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Сысертского городского округа (далее –заинтересованное лицо, Администрация) по проведению 06.05.2016 открытого конкурса No1 по отбору управляющих организаций на право управления многоквартирными домами в части лота No2 (по дому по адресу: Свердловская обл. г. С, ул. О). Кроме того заявитель просит взыскать с заинтересованного лица судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб. 00 коп.
    Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
    Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «С» (далее – третье лицо, ООО «УК «С») просит заявителю в удовлетворении требований отказать.
    Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
    УСТАНОВИЛ:
    Администрацией С городского округа ___.2016 проведен открытый конкурс No 1 по отбору управляющих организаций на право управления многоквартирными домами, расположенными на территории С городского округа, в том числе многоквартирным домом по адресу: Свердловская обл. г. С, ул. О (лот No2).
    По результатам конкурса составлен протокол No3, утвержденный Главой С городского
    округа __.2016.
    По итогам торгов победителем по лоту No2 признано общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «С».
    Полагая, что действия заинтересованного лица по проведению ___ 2016 открытого конкурса No 1 по отбору управляющих организаций на право управления многоквартирными домами в части лота No2 по дому по адресу: Свердловская обл. г. С, ул. О , являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
    Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
    Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие- либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления пред предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
    В ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
    В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, включающий в себя сведения
    об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
    В силу ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
    Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
    В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 No255 -ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о
    проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
    В ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
    Согласно ч. 4.1ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети “Интернет” и уполномоченный на его ведение орган.
    До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно- телекоммуникационной сети “Интернет”, а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.
    В силу ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом.
    Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Процедура проведения конкурса в сфере отбора управляющих организаций регламентирована Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 No75 (далее – Правила No75).
    Согласно п.3 Правил No75 конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
    Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами No 75, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса (п. 5 Правил No 75).
    Пунктом 39 Правил No 75 установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 NoГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил No 75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
    Таким образом, отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с п.3 Правил No75 предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
    Как следует из материалов дела, 15.04.2015 в адрес Администрации из Государственной жилищной инспекции Свердловской области поступило письмо от 14.04.2015 No29 -01-81/0417 с информацией о том, что ООО «УК «А» 10.04.2015 подано заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
    На официальном сайте С городского округа 16.04.2015 размещено уведомление о том, что ООО «УК «А» 10.04.2015 подано заявление о предоставлении лицензии.
    Письмом от 13.05.2015 No29-01-81/8313 Государственная жилищная инспекция Свердловской областисообщила Администрации о том, что ООО «УК «А» после 01.04.2015 обратилось за получением лицензии по управлению многоквартирными домами , в связи с чем Администрацией должны быть организованы конкурсные процедуры в отношении многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «УК «А».
    Администрация __.2015 на официальном сайте разместила информацию о том, что ООО «УК «А» в срок до 01.04.2015 не обратилась за получением лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (заявление на предоставление лицензии подано 10.04.2015).
    Письмом от 20.08.2015 No6721 Администрация уведомила ООО «УК «А» о том, что 04.08.2015 был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом No по ул. О в г. С. Конкурс не состоялся ввиду отсутствия заявок.
    Администрацией (организатором торгов) на сайте закупок torgi.gov.ru размещено извещение No о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций на право управления многоквартирными домами на территории С городского округа, в том числе многоквартирным домом No по ул. О в г. С (лот No2).
    На подъездах многоквартирных домов, включенных в конкурсную документацию, ___.2016 размещена информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций ___.2016, в которой указано, что в срок до ___.2016 (включительно) собственники жилых помещений вправе самостоятельно избрать способ управления многоквартирным домом и представить информацию в Администрацию.
    Пунктом 1.10 конкурсной документации установлено, что если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
    Согласно протоколу от 05.05.2016 No2рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории С городского округа, по извещению No поступила заявка от одного участника (ООО «УК «С»).
    Согласно протоколу от ____.2016 No3 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории С городского округа, ООО «УК «С» признано победителем открытого конкурса в части спорного лота No 2.
    Заявитель ссылается на то обстоятельство, что жильцами вышеуказанного дома ____.2016
    было проведено общее собрание собственников, на котором принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом -управление управляющей организацией –
    ООО «УК «А».
    Как указано в заявлении, информация о проведенном общем собрании собственников была своевременно до начала торгов доведена заявителем до сведения Администрации, тем не менее, торги были проведены и выявлен победитель.
    Действительно, ООО «УК «А» посредством электронной почты направило в адрес Администрации письмо от ___.2016 No 28, в котором сообщило, что __.2016 состоялось общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме о выборе ООО «УК «А» в качестве управляющей компании с кворумом 67%.
    Между тем, как следует из материалов дела, письмо от ___.2016 No 28 направлено ___.2016 в 10:40 (время местное), место -официальный сайт Администрации С городского округа @mail.ru, форма обращения – электронная почта, место отправки – электронная почта uk@yandex.ru.
    Документы, прилагаемые к письму ООО «УК «А» от ___.2016 No 28:
    а) реестр заключенных договоров на управление домом с ООО «УК «А» в многоквартирном доме по адресу г. С, ул. О- на ___ 2016 года- на 1 листе.
    Письмо ООО «УК «А» от 05.05.2016 No 28 с прилагаемым к нему документом зарегистрировано в Администрации С городского округа за No 02-03539 от ___.2016.
    Тогда как согласно протоколу от 06.05.2016 No3 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории С городского округа, дата проведения конкурса – ___.2016, время проведения конкурса – 10:00 (время местное).
    Таким образом, на момент предоставления ООО «УК «А» вышеназванных документов в адрес Администрации С городского округа, открытый конкурс уже был проведен.
    Кроме того, __.2016 в адрес Администрации поступило письмо ООО «УК «А» от 10.05.2016 No 29,которое было зарегистрировано за No 02-03684 от __.2016, к которому прилагалась копия протокола No 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, адрес многоквартирного дома: Свердловская область, г. С, ул. О – на 3 листах.
    Письмо от ___.2016 No 29 направлено __.2016 в 14:38 (время местное), место – официальный сайт Администрации С городского округа @mail.ru, форма обращения – электронная почта, место отправки – электронная почта @yandex.ru. Количество прикрепленных файлов (вложений) – 2.
    Дополнительно данная информация и документы направлены заявителем ___.2016 в
    14:43 (время местное), место – официальная электронная почта специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений Администрации С городского округа @66.ru, форма обращения – электронная почта, место отправки – электронная почта @yandex.ru.
    Количество прикрепленных файлов (вложений) – 3.
    В первый адрес – @mail.ru. были направлены письмо ООО «УК «А» от ___.2016 No 29 и протокол от __.2016 No 1.
    Во второй адрес @66.ru были направлены письмо ООО «УК «А» от __.2016 No 29, протокол от __.2016 No 1, отметка о получении письма и документов в официальный адрес Администрации С городского округа информации и документов о проведении собрания.
    Таким образом, имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт
    Направления вышеуказанных документов заявителем в адрес Администрации после дня проведения конкурса.
    Кроме того заинтересованное лицо указало, что представленный в составе письма ООО «УК «А» от __.2016 протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не соответствует требованиям к его оформлению, установленным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 No937/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», а именно:
    – отсутствуют сведения о собственниках помещений, голосовавших на общем собрании;
    – отсутствуют обязательные приложения
    – реестр собственников помещений в многоквартирном жилом доме с указанием ФИО (физических лиц), номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов,
    подтверждающих право собственности на помещения; сообщение о проведении общего собрания; реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений;
    – иные приложения в соответствии с п.19 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 No937/пр.
    Администрация из представленных заявителем документов не имела возможности достоверно установить факт того, что собственники помещений в многоквартирном доме No по ул. О в г. С действительно присутствовали на общем собрании и голосовали за решение каких – либо вопросов.
    Таким образом, на момент проведения конкурса у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа от проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании в части лота No2.
    Конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами был проведен Администрацией в соответствии с требованиями, установленными статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами No 75.
    Заявителю была обеспечена возможность принятия участия в конкурсе, также у заявителя
    было достаточно времени в период с 2015 по 2016 годы своевременно довести информацию о принятии и реализации собственниками решений о выборе способа управления спорным многоквартирным домом.
    При данных обстоятельствах действия Администрации по проведению ___.2016 открытого конкурса No1 по отбору управляющих организаций на право управления многоквартирными домами в части лота No2 (по дому по адресу: Свердловская обл. г. С, ул. О, д.) являются правомерными.
    На основании изложенного в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
    Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    РЕШИЛ:
    1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А» (ИНН ) отказать.
    2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает взаконную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
    3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
    Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
    В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет – сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
    Судья

Comments are closed.